В токарной мастерской Ангарского индустриального техникума всегда шумно. Станки работают с таким грохотом, что собственного голоса не слышно. Мастер производственного обучения Игорь Лебедев только успевает давать своим воспитанникам новые задания: «Обточить переходную втулку! Изготовить винт домкрата! Выполнить фланец!» Шум работы смолкает по взмаху его руки. Перерыв в занятии сделан ради гостей, пришедших в техникум посмотреть на необычную выставку. Сдавшись перед настоятельной просьбой журналистов, Игорь Лебедев впервые показывает общественности свои коллекции. Они сокрыты от посторонних глаз за небольшой дверью подсобного помещения в мастерской. Кто-то в шутку назвал ее каморкой «папы Карло». Потайную дверь открывает не золотой ключик, а искренний интерес к увлечению Игоря Лебедева, вот уже несколько лет занимающегося собирательством редких, необычных вещиц. Странное хобби оказалось достойным высокого музейного уровня. Удивительно, что коллекционеру удавалось так долго скрывать от ангарчан собранные сокровища!
Центральное место в небольшой по размеру, но на удивление вместительной подсобке занимает коллекция подстаканников. Некогда популярную подставку с ручкой под стакан теперь можно встретить только в поездах дальнего следования. Однажды мне довелось на школьном немецком объяснять туристкам из Берлина пользу подстаканника в железнодорожном путешествии. У молодых немок знакомство с подставкой для стакана вызывало бурю восторга. Они провели целую фотосессию нашего совместного чаепития под перестук колес поезда и сразу выложили свои впечатления на каком-то форуме в Интернете. Такой реакции можно ожидать и от отечественных тинейджеров, незнакомых с особенностями советского общепита. Однако и сегодня есть люди, считающие, что нет ничего вкуснее горячего чая в граненом стакане. Толстое стекло быстро нагревается, а потому взять стакан в руку можно, держась за ручку подстаканника. Горячо и очень вкусно! Не эти ли теплые воспоминания заставляют нас не выбрасывать старые подстаканники, хранящиеся на кухонных полках? У Игоря Лебедева подстаканников не два, не три и даже не три десятка – в его коллекции 96 экспонатов! Каждый аккуратно прикреплен к стене, в каждый вставлен стакан с чайной ложкой. Коллекционер расположил их по темам: хорошо известные серийные модели, советская символика, 1961 год – полет в космос, 1980 год – Олимпиада в Москве. Многие события прошедшей эпохи нашли свое отражение в оформлении подстаканников. Тонкое металлическое плетение ажурной серии точно имитирует кружево. Очень интересны подстаканники с гербами и названиями городов. Есть у Игоря Лебедева и ангарский подстаканник – современный, стоимостью 1500 рублей. Родоначальницей этой коллекции явилась металлическая подставка с ручкой под банку. Сам Игорь Лебедев гордится именным подстаканником, подаренным ему приятелем. Тому еще в 1961 году этот презент преподнесла супруга, заказав сделать на нем гравировку с именем.
«Меня часто спрашивают в шутку, много ли я поездов «ограбил», добывая экземпляры для своей коллекции, – говорит Игорь Николаевич. – Положа руку на сердце, отвечу – ни один не был украден. Чаще всего подстаканники мне дарят друзья и знакомые, зная о моем увлечении. Что-то покупаю у ценителей таких вещей, что-то заказываю по Интернету. А вообще, если чего-то сильно хочешь, к чему-то стремишься, это появляется в твоей жизни, приходит к тебе своей дорогой». Коллекционер признается: собирательство подстаканников – хобби не из дешевых. У него есть несколько серебряных экспонатов. Цена каждого – больше 4 тысяч рублей. Для охраны коллекции в каморке установлена сигнализация. Беречь здесь от недоброжелателей есть что! Кроме сотни подстаканников на полках подсобки разместилось около двух десятков самоваров, коллекция юбилейных монет, значки, бюсты лидеров соцэпохи и прославленных писателей и поэтов. Почетное место отведено старым часам – здесь можно увидеть 115-летний французский хронометр с боем. Кроме того, Игорь Николаевич собирает фигурки из ленинградского фарфора и декоративные изделия ныне не действующего Ангарского керамического завода. «Когда-то предприятие было известно своей посудой, керамическими вазами и сувенирами на всю страну, – говорит коллекционер. – Теперь о прежней славе напоминают только оставшиеся у ангарчан чайники да тарелки. Возможно, я владею самым полным собранием продукции Ангарского керамического завода. Считаю важным сохранить ее для потомков».
По словам Игоря Лебедева, коллекционированием он занимается с детства. Страсть к собирательству открыли для него марки и значки. Потом он стал нумизматом, увлекся коллекционированием монет и бумажных купюр. В 1982 году получил диплом токаря, окончив училище №34 (ныне индустриальный техникум), куда спустя много лет вернулся в качестве мастера. Обучая мальчишек непростому токарному ремеслу, не забывает о воспитании в них чувства прекрасного. Будущие ударники производства ходят в подсобку своего мастера на экскурсии. 49-летний коллекционер собирает интересные подставки под стаканы в течение восьми лет и досконально знает историю возникновения подстаканников в России, разбирается в технике их изготовления и художественных принципах оформления. «Я давно хотел организовать свой небольшой музей и искренне благодарен руководству техникума за предоставленную возможность разместить его в мастерской, – говорит Игорь Николаевич. – В будущем планирую оставить собранную коллекцию своим детям, внукам, а если они не отнесутся к этому с интересом, то не исключаю перспективы передачи ее в городской музейный фонд. Ну а пока рад принимать гостей у себя, в стенах учебного заведения. Возможно, в Ангарске еще кто-то увлечен подобным собирательством – буду рад интересному общению с единомышленниками».
Р.S. Благодарим депутата городской Думы Евгения Константинова за помощь в подготовке материала (а именно – за предоставленную возможность познакомиться с Игорем Лебедевым).
Это интересно
Подстаканником называют подставку, охватывающую и поддерживающую стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющую ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони. Его история насчитывает более 200 лет. К подстаканникам проявляли интерес Карл Фаберже и Владимир Ленин (вождь пролетариата собирал свою коллекцию этих изделий). Изготовлением подстаканников в Российской Империи занималось множество артелей и мастерских, специализировавшихся в основном на индивидуальных заказах. Постепенно народные умельцы «облагородили» их внешний вид. Через какое-то время подстаканники стали не только и не столько предметом хозяйственного обихода, сколько украшением интерьера, настоящим произведением прикладного искусства. Кудесники-мастера выводили на них причудливые узоры, щедро осыпали их драгоценными камнями, покрывали позолотой. Наиболее крупное российское производство подстаканников было и остается в небольшом городке Кольчугино, что под Владимиром. В 1930-е годы руководители советского государства взглянули на подстаканник с еще одной стороны. Популярный среди населения страны предмет стал хорошим орудием пропаганды. Это спровоцировало настоящий бум промышленного производства подстаканников в СССР. Пик этого бума пришелся на 1950-70-е годы, когда эти изделия массово производили 15 промышленных предприятий, которым «помогали» даже военные заводы. Что интересно, на этот же временной период приходится и расцвет изготовления самодельных подстаканников, большинство из которых создавалось руками обитателей мест не столь отдаленных. Выражаясь высокопарно, сама история, важнейшие ее события и деятели непременно отражались в изображениях на подстаканниках. А некоторые их уникальные экземпляры вызывают восхищение даже у искушенных эстетов. Неудивительно, что во все времена существовало немало коллекционеров этих красавцев. Есть даже специальные форумы в Интернете для обмена информацией о подстаканниках и самими изделиями. Причем коллекционеры ценят не только сами подставки, но и любое упоминание о них в книгах и фильмах. Так, кадры, в которых можно увидеть подстаканники, имеются в таких художественных лентах, как «Старик Хоттабыч», «Спортлото-82», «Дачники», «Из жизни отдыхающих» и даже в первой части «Людей в черном». Не верите – посмотрите сами!
Как и прежде, подстаканники широко используются в железнодорожном транспорте. В 2000-х годах существовала тенденция замены в некоторых пассажирских вагонах стеклянных стаканов с подстаканниками на керамические кружки. Причина этого – в финансовом аспекте: один подстаканник обходится практически в 10 раз дороже кружки. Однако теперь речь идет о возвращении подстаканников в поезда. Согласно новым «Нормам оснащенности пассажирских вагонов съемным оборудованием, инвентарем и расходными материалами», утвержденным 14 ноября прошлого года, никелированными подстаканниками должны быть оснащены все пассажирские вагоны всех категорий: СВ – один на место, купейные – 30 на вагон, плацкартные – 35 на вагон. Завершить работу по замене кружек на стаканы с подстаканниками необходимо до конца 2013 года.