Почувствовать себя взрослыми и самостоятельными смогли учащиеся лицея №1 в минувший четверг. 29 ноября здесь проводилась деловая игра «День дублера», а значит – все взрослые роли в образовательном учреждении примерили на себя дети.
Только постороннему человеку может показаться, что побыть урок-два дублером учителя или, скажем, школьного библиотекаря просто. Подготовка к знаменательному дню в лицее началась за месяц. Лицеисты быстро разобрали появившиеся «вакансии» – воспользоваться этим правом могли только нынешние третьекурсники (одиннадцатиклассники).
Всего набралось 88 дублеров: от техников до заместителей директора и, конечно, самого директора (эту должность лицеисты предложили президенту школьной демократической республики «Лицейск» Виталию Прусакову). Для них был проведен установочный педсовет, всю дальнейшую работу ребята проделали самостоятельно, не забывая при этом грамотно оформлять протоколы совещаний. Документы с дня дублера, собранные в пухлую папку, послужат примером для следующих поколений лицеистов.
В течение месяца они задерживались в лицее после уроков, на себе испытав, сколько сил отнимает организационная подготовка, связанная с планами, расписанием, расстановкой кабинетов. По сравнению с этим подготовка собственно к урокам (не будем забывать, что в лицее уроки сдвоенные – пары) не показалась им затруднительной, да и предмет каждый выбирал «свой». Занятия ребята проводили тоже парами: все-таки в одиночку простоять у доски час двадцать непросто даже для лицеистов.
Но не все взрослые в этот день отдыхали. Полноценные уроки велись только в одиннадцатых классах – маячащие на горизонте ЕГЭ не допустили сюда дублеров. Все остальное время педагоги провели в учительской, хотя некоторые учителя-предметники все-таки присутствовали на своих парах, тихонько конспектируя что-то на задней парте. В таких классах дублерам пришлось тяжелее всего – они себя чувствовали отвечающими урок у доски учениками, несмотря на то что сами его вели.
Еще одна интересная закономерность – лицейские «малыши» – учащиеся подготовительного и «нулевого» курсов (7-8 классы) были самыми восприимчивыми и послушными учениками. Еще бы – ведь старшеклассники для них люди авторитетные. Чего не скажешь о десятиклассниках – с ними пришлось даже проводить разъяснительные беседы «на ковре» у директора-дублера.
Несмотря на досадные или смешные недочеты, в целом игра в «День дублера» прошла на высоком уровне. С каждым годом качество подготовки повышается. Об этом собравшимся после четвертой пары на рефлексию в кабинете директора ребятам сказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Емельянова.
– День дублера-2012 в лицее стал особенным, – пояснила Ольга Дмитриевна, – с минимальным вмешательством взрослых и максимальной самостоятельностью лицеистов. И ребята доказали – им доверять можно. А одновременно с этим поняли, как тяжело быть учителем, как трудно заинтересовать детей, собрать их внимание. Как сложно быть образцом, нести ответственность не только за себя (этому большинство из них уже научилось), но и за других. Мне запомнились тревожные глаза наших дублеров. Они наконец-то смогли оценить труд педагогов и, кажется, поняли, что хоть это и трудный хлеб, но он того стоит. Многим одного дня не хватило. Раз они заявили о себе как о лидерах, значит, им наверняка не придется быть по жизни в последних рядах. Сегодня, по сути, каждый из них сдавал экзамен. Не ЕГЭ, где проверяются только знания, а гораздо более важный – на умение организовать себя и других, оперативно, на ходу решать возникающие проблемы.