Открытие главной новогодней елки в центре Иркутска 24 декабря 2012 года ознаменовалось активным участием ангарчан. Автором сказки, предварявшей событие вечера, ее режиссером и художником-постановщиком был ангарский сценограф Вячеслав Прошин, один из руководителей шоу-театра масок Дворца культуры «Энергетик». Собственно говоря, выступление этого театра и стало причиной приглашения ангарского «повелителя поролона» на сцену столицы Приангарья. Очень уж колоритны его персонажи с их большими и яркими головами-масками – ничего подобного на территории Иркутской области по-прежнему нет!
Предложение поставить новогоднюю сказку в Иркутске Вячеслав получил еще в октябре прошлого года от администрации города. Ему, не так давно приложившему свои творческие силы к оформлению уличных площадок для карнавала в честь юбилея Ангарска, идея новой масштабной постановки показалась интересной.
Разница в том, что здесь требовалось не только создать соответствующее сценическое оформление, но и написать сказку с новогодним сюжетом, придумать и изготовить десятки масок из поролона и столько же костюмов. Поиски артистов и возможных помощников тоже легли на плечи Славы. И все это нужно было сделать в донельзя сжатые сроки.
При этом никто не освобождал его от обязанностей художника-постановщика в школьном театре «Росток», где режиссер Александр Говорин готовит к выходу новый спектакль, в театре масок, где как раз набирала обороты подготовка к новогодним «елкам», и музыкальном театре школы №27. Плюс ответственность областного масштаба – все идеи, чертежи и эскизы должны были получить одобрение в министерстве культуры региона.
– Мандраж был нешуточный, – признается Вячеслав Прошин, – но потом я подумал: все то, что я должен сделать, я уже делал и делаю в Ангарске. И здесь будет такая же публика, такие же дети – возможно, даже менее избалованные зрелищами подобного рода, чем наши. Ведь, насколько я знаю, в Иркутске нет такой цельной системы дворцов культуры, как у нас, а для участия в городских праздниках приглашаются профессионалы со стороны, нередко даже из Москвы. Эта мысль помогла, и вся основная работа была закончена практически за три недели.
В качестве актеров Слава пригласил взрослых участников театра масок (в том числе своего коллегу – режиссера театра Алексея Пермякова, который не только блестяще исполнил роль главной злодейки праздника Бабы Яги, но и помогал в расстановке мизансцен). Им не привыкать работать на сцене с поролоновыми головами, а кроме того, всю предпраздничную неделю в Приангарье стояли крепкие морозы, и никто не гарантировал, что в день открытия, 24 декабря, потеплеет. Кстати, из-за холода администрация Иркутска урезала чуть ли не вдвое время, отведенное на показ мини-спектакля. Поэтому на все сказочное действо между речами высокопоставленных лиц и собственно открытием главной городской елки оставалось минут двадцать.
Но ангарский проект словно поддерживал кто-то свыше: 24 декабря в Иркутске было минус 15 градусов (на следующий день температура снова понизилась до 30). А напротив сквера Кирова, недалеко от здания ИГЛУ, на открытой сценической площадке заработала «Школа Дедов Морозов» – так называлась сказка Вячеслава Прошина. По сути, она в лицах – вернее, в масках – рассказывала историю жизни главного Деда Мороза Иркутска, в котором многие дети (в том числе и маленькие ангарчане, побывавшие на открытии елки), сразу же признали «настоящего, из Великого Устюга».
Красочное озорное действо, наполненное шутками и танцами, где, как заведено, победили доброта и волшебство, окончилось традиционным новогодним поздравлением Деда Мороза. Вместе со зрителями, которых, по свидетельству очевидцев, набралось до трех сотен, он зажег на елке огни. После чего публику ждал десятиминутный сказочный фейерверк. Все остались довольны.
– Эта постановка дала мне новый бесценный опыт, – рассказывает Вячеслав Прошин, – таких масштабных уличных праздников в моей жизни еще не было, хотя всё, из чего он состоял – сценарий, декорации, маски, костюмы, подборка музыки, режиссура, – это моя повседневная работа. Кстати, у масок для «Школы Дедов Морозов» впервые в моей практике появились подбородки – так что и для меня этот труд не остался без открытий! А если серьезно, за двадцать лет подготовки всевозможных сказочных постановок я понял: главное, чтобы из работы не исчезло волшебство. Тогда и зритель его почувствует.