Три года назад в Ангарске произошло ЧП, о котором долго еще вспоминали горожане. В ночь на 30 января в гаражных боксах поселка Новый-4 сгорели 22 новеньких муниципальных автобуса КАвЗ (общей стоимостью 58 млн руб.), а с ними 5 мусоровозов. Вместе с новой техникой огнем были уничтожены и помещения гаражных боксов. Тогда удалось выкатить из бушевавшего пламени и отстоять у огня 7 автобусов (всего за федеральные деньги для Ангарска было приобретено 29 автобусов). К чему я вспоминаю эту историю? Не потому что три года прошло, а потому что сегодня не стало и тех автобусов, которым тогда сгореть не довелось. Куда же муниципальная техника делась? В физическом плане эти семь автобусов есть, и они даже бегают по маршрутам города – тем же самым. Но то, что еще недавно было муниципальной собственностью, сегодня ею не является. Как говорится, было ваше – стало наше. Об этой экспроприации новая городская власть узнала только на прошлой неделе. Разобравшись в изъятой документации, юристы обнаружили четкую, отработанную схему – схему увода муниципального имущества налево.
Схема следующая. Автобусы сгорели в январе. Через 3 месяца оставшиеся 7 КАвЗов вышли-таки на маршрут №3. Для этих целей в городе Ангарске было создано Муниципальное унитарное предприятие «Ангарский автобус». Его директором был назначен Сергей Вигриянов. Странные вещи стали твориться сразу же. На 7 автобусов зачем-то набрали 19 работников. Плюс 7 человек по договору гражданско-правового характера. Нужно было платить им всем зарплату. Постановка техники на учет, оформление, регистрация, страхование транспортных средств, их обслуживание – все эти первичные и последующие затраты требовали денег. Буквально сразу же МУП «Ангарский автобус» заключил договор об оказании услуг с ООО «АнгарскАвтоКом». Директором этой коммерческий структуры являлся… Сергей Вигриянов. Не тезка и не однофамилец, а тот же самый товарищ, он же директор МУПа. Эти два руководителя в одном лице жили и работали дружно, деля расходы и доходы, как мужик с медведем в сказке про вершки и корешки. Водительскую армию МУПа за ненадобностью уволили (аренда транспортных средств была без экипажа – авт.). По условиям договора на оказание услуг ООО зарабатывало денежки на новой муниципальной технике, а счета за обслуживание 7 автобусов выставлялись МУПу. Само собой, копились долги. И за полтора года такой сказочной жизни у новоиспеченного «Ангарского автобуса» накопилась кредиторская задолженность на сумму 2,059 млн руб. (на 1 октября 2012 года). Как говорится, он же, МУП, еще и должен остался.
В августе 2012 года наши сообразительные несказочные герои решили, что пора воплощать следующий шаг схемы. Думаю, время сделки было выбрано неслучайно – до выборов оставалось всего два месяца – а ну как власть в городе сменится? Поэтому ребята решили подстраховаться и подсуетиться. 8 августа 2012 года был заключен договор аренды транспортных средств без экипажа, по которому еще директор МУПа Сергей Вигриянов предоставил арендатору, ООО «АнгарскАвтоКом», в лице своего же заместителя ООО, все те же 7 автобусов «во временное владение и пользование» сроком на 5 лет. Арендную плату установил замечательную – аж по 10 тыс. руб. в месяц за единицу техники. Нужно пояснить, что амортизационные отчисления за каждый автобус составляли … 19 тыс. руб. в месяц. Вот такая ущербная арифметика. 13 августа распоряжением №134-р начальник ДУМИ Михаил Андронов дал добро МУП «Ангарский автобус» на «совершение крупной сделки с заинтересованностью». С этого момента Сергей Вигриянов ушел из директоров, МУП возглавила некая Колесниченко. Некая, потому что большую часть времени своего директорства она провела на больничном. На ее имя в качестве ответчика уже в октябре 2012 года, то есть спустя два месяца, арендатором Вигрияновым были поданы исковые заявления – когда, мол, долги гасить собираетесь (те самые два миллиона)? В ответ на это предъявление г-жа Колесниченко дает доверенность какому-то левому юристу на защиту интересов МУПа. У того было очень странное представление о защите интересов и о круге своих полномочий. А потому он подписал не только мировое соглашение, но и акты передачи, по которым 7 автобусов КАвЗ уходили в собственность ООО «АнгарскАвтоКом» за долги в 2 миллиона. Это чуть меньше 300 тысяч за автобус 2009 года выпуска. Средняя стоимость автобуса КАвЗ 2008-2009 гг. составляет не менее 890 тыс. руб. (определена путем сравнительного анализа розничных цен в регионах России).
Это еще не конец истории умыкания муниципального добра. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами перевозчика Вигриянова пригласили в администрацию города, чтобы объяснить, что сделка от 8 августа является ничтожной – так как сдача в аренду муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, была произведена без торгов, что нарушает антимонопольное законодательство, и позволила получить «необоснованные преимущества для ООО «АнгарскАвтоКом». В ответ на просьбу осознать, что он был неправ, и вернуть муниципальное добро собственнику директор ООО краснеть не стал. Мало того – заявил, что этих автобусов у него больше нет, потому как он их уже … продал. Кому, пояснять не стал, с чем и удалился. Интересную позицию в этой истории занял и начальник транспортного цеха (в смысле, отдела городской администрации) Иван Лукьянов. Теперь уже бывший. Представил свою должностную инструкцию, где ну ничего не сказано о его начальничьей ответственности за МУП.
Итак, круг замкнулся? И прошлая, и позапрошлая городская власть в лице своих чиновников проявляла чудеса изобретательности, итогом которых стали пустые «закрома» нашей малой родины. Имущества – практически шаром покати. Один металлолом. При этом за соблюдением порядка и законности в Ангарске денно и нощно бдит прокуратура. Видимо, это дама хронически бельмовата…
Не знаю, чем закончится история с семью автобусами. Если биться за них в суде, доказывая ничтожность сделки, то КАвЗы (при максимально благоприятном исходе дела), может, и вернут. Специалисты, правда, иронизируют по поводу того, в каком состоянии согласятся отдать несчастную технику. Разуть, снять, заменить на старье все, что можно, – уж в чем-чем, а в этом наши умельцы поднаторели...
Что же касается такого понятия, как деловая репутация, то для ангарской действительности эта тема, надо полагать, не является ни актуальной, ни ценной. Видимо, кануло в историю то время, когда честное имя было превыше всего.
Ирина Сутырина, депутат Думы города Ангарска