В прошедшее Рождество исполнился год событию, которое две сотни ангарчан и их близкие могут отмечать как второй день рождения. Могут и не отмечать – ведь обошлось же, все остались живы. В прошлогодний рождественский вечер сгорел ресторан «Берлога». В статьях газет, телевизионных комментариях, Интернете это событие непременно связывалось с пожаром в «Хромой лошади», унесшим сотни человеческих жизней.
Прошедший после пожара в «Берлоге» год – хорошая временная дистанция, чтобы уже без эмоций оценить то, что произошло. Сразу оговорюсь, что журналист – не инспектор пожнадзора, не криминалист и не ясновидящий. Поэтому говорить о причинах самого пожара не будем – ни об официальных, ни о слухах, которые уж очень смахивают на правду (версия намеренного поджога конкурентами). Поговорим о человеческом факторе, о том, как ведут себя люди в условиях чрезвычайной ситуации.
В тот вечер «Берлога» была полна под завязку – норковые шубы в гардеробе висели в два ряда. Все посадочные места были заняты: и за столиками, и за длинным столом в зале, и в каминном зале. Люди сидели и стояли у барной стойки, танцпол тоже был забит. Ресторанный аншлаг! Среди пришедших в «Берлогу» в тот вечер было множество постоянных посетителей ресторана. Среди гостей также оказались двое молодых людей, которые сыграли особую роль в том, что удалось избежать человеческих жертв. Один из них – сотрудник ведомственной пожарной охраны комбината, второй – сотрудник МЧС (оба в этот день отдыхали). В момент, который можно назвать точкой отсчета ЧП, оба стояли у начала барной стойки. Обратили внимание на странный специфический запах, начало вдруг щипать глаза. Других тревожных симптомов эти люди пока не почувствовали, дыма не было. Они подошли к администратору, сказали, чтобы тот выяснил, что случилось. Администратор вскоре вернулся. Вид у него был встревоженный. Он сказал, что на кухне действительно горит.
Этих слов оказалось достаточно, чтобы начать действовать. Как именно, в какой последовательности, они знали до автоматизма – их этому профессионально обучали. К тому же, у каждого была практика – а это совсем другое, нежели умозрительное знание теории и сдача правил пожарной безопасности…
Первое, что нужно было сделать, – отключить систему вентиляции, чтобы продукты горения не разносило по всему залу. Ведь при таких пожарах люди в основном погибают именно из-за отравления продуктами горения. Вентиляцию отключили. Следом отключили свет – во избежание короткого замыкания. Включили автономное аварийное освещение. Когда вдруг замолчала музыка и по громкой связи объявили, что всем присутствующим необходимо покинуть помещение через запасные выходы, народ отреагировал так, как реагируют наши соотечественники. Послышались возмущенные голоса: мы деньги заплатили, хотим отдыхать. Кто-то громко кричал про то, что он роллы заказал, а ему их еще не принесли. Когда до людей наконец дошло, что это не каприз администрации и не учебная тревога, толпа бросилась к гардеробу. Стоять в очереди за своей одеждой было попросту смертельно опасно. Никто не мог сказать, сколько времени в запасе у посетителей «Берлоги». Охрана ресторана, а также один из двух сотрудников-пожарных, о которых шла речь выше, сдерживали толпу, которая ринулась к гардеробу, а затем к лифту. Люди не желали слышать про то, что на лифте спускаться нельзя – он может заблокироваться. Посетителям громко и настойчиво повторяли одни и те же слова: гардероб открывать не будут, к лифту нельзя, нужно спускаться по двум запасным лестницам, которые ведут непосредственно на улицу – одна находится напротив гардероба, вторая ведет из зала. Людей направляли к выходам, и это сопровождение было обязательным – многие были в шоке, нуждались в том, чтобы их вели за руку к дверям и вниз по лестнице. Постепенно поток эвакуируемых стал более упорядоченным. Большинство посетителей пошли вниз по лестницам. Ребята-пожарные с облегчением выдохнули: оба понимали, что удалось избежать главной опасности – паники, хаоса и истерии. К этому моменту дым начал заполнять зал. Сначала он был неплотным, затем стал сгущаться. Нужно сказать, что кроме работников «Берлоги» – администрации, охраны, поваров-официантов, в зале было еще около десятка человек. Это были те посетители, которые до последнего не верили в серьезность происходящего. Они так и говорили: все обойдется, чего мы будем вниз-вверх бегать, подождем здесь минут десять, пока вы порядок наведете. Пришлось им более жестко объяснять, что испытывать судьбу они могут в другом месте. Отправили на улицу и их.
На кухне к тому времени уже никого не было, а зал прочесывали снова и снова. Дым заволакивал пространство, поднимаясь вверх на высоту человеческого роста и выше. Поэтому приходилось идти низко согнувшись, чтобы можно было увидеть ноги человека, если таковой был. Внимание спасателей привлекла женщина лет тридцати. Она сидела за столиком в глубине зала, у сцены. Видимо, находилась в состоянии шока – громко кричала, но с места не двигалась. Поняв, что сама идти она не в состоянии, двое наших пожарных взяли ее под руки и повели до первого этажа. На лестнице они встретили первое прибывшее подразделение газодымозащитной службы. Люди поднимались наверх – они были как следует экипированы и защищены, на головах – маски, в руках – фонари. Они шли, чтобы определить степень опасности, оценить объективно ситуацию, а также проверить, не остались ли люди в помещении, где находится очаг возгорания. Им сразу же, на лестнице, сообщили имеющуюся информацию – возгорание в районе кухни, посетителей вывели, наверху еще могут быть несколько работников ресторана.
Народ, спустившийся с верхнего этажа, не спешил выходить на улицу. Фойе на первом этаже было заполнено людьми. Идти раздетым на тридцатиградусный мороз никому не хотелось. Но выводить стали всех. Один за другим к крыльцу ресторана подъезжали машины «скорой», пожарные, было подано несколько автобусов. Людей заводили греться. Спустя несколько минут открыли первый этаж здания бывшей гостиницы «Южная». Часть людей завели в здание прокуратуры, чтобы не было давки. Пожарной машиной оттащили две иномарки, стоящие в непосредственной близости от горящего здания, – ключи от машин были в одежде, которая находилась в гардеробе.
Уже стоя на улице, посетители «Берлоги» смотрели вверх – туда, где еще несколько минут назад они находились. Только теперь до них стало доходить, что случилось на самом деле и чем все это могло закончиться для них. Пожар набирал силу – полопались стекла, и приток воздуха многократно увеличил силу огня. Пламя рвалось вверх, ревело, как живое. Вскоре послышался треск рушащихся балок.
...Работы по тушению пожара шли своим чередом. Через некоторое время локализовали очаг, но площадь пожарища проливали еще несколько часов. К тому времени посетителей «Берлоги» стали развозить по домам. И на следующий день тем, кто проходил мимо «Берлоги», было жутко смотреть на картину пожарища – копоть, мощные серые водяные сталактиты облепили все здание…
В этот же день погорельцы-посетители, лишившиеся своего имущества, сгоревшего в гардеробе, стали подтягиваться в отдел полиции, чтобы дать показания и написать заявление на возмещение ущерба. Многие молодые женщины были в простых пуховиках – шубы сгорели. К этому обстоятельству отношение было разным. Кто-то продолжал громко возмущаться и требовать справедливости: верните шубу или ее стоимость. А кто-то из потерпевших не скрывал своей радости таким исходом: девчонки, да бросьте вы шубы оплакивать, ведь живы все остались, это главное. Ну не тряпки же было спасать, когда людей нужно срочно эвакуировать.
...На дворе сейчас январь 2013 года. За прошедший год так и не случилось полноценного «разбора полетов» и обнародования официальных результатов расследования. Видимо, ответственные верхи перекрестились, что обошлось без жертв и Ангарск избежал участи стать печально известным на всю страну. Хотелось бы другого: осознания того, почему финал оказался благополучным. Хотелось бы сказать человеческое спасибо тем, кто не растерялся и действовал грамотно в чрезвычайной ситуации. Промедление могло оказаться смерти подобным…
Иногда, ощущая нехватку героев, мы рядим в их одежды обычных людей – например, тех, кто кинулся за грабителем, укравшим у тещи кошелек. Такая активная позиция – это, конечно, замечательно. Но здесь ситуация другая. Хотелось бы, чтобы ее не замалчивали из привычной чиновной осторожности. И еще. Что касается вопросов пожарной безопасности – здесь не должно быть послаблений. Помнится, ту же самую «Берлогу» в свое время прессовала прокуратура: выписывала предписания, заставляя устранить имевшиеся недостатки. И собственники ресторана, к их чести, выполнили все, что от них требовалось, – установили современную пожарную сигнализацию, систему оповещения, были введены в эксплуатацию аварийные выходы. Видимо, бдительность лишней не бывает…