21 января состоялось заседание Общественной палаты Ангарского муниципального образования, на котором обсуждался вопрос, касающийся судьбы одного из крупнейших предприятий города – АЭХК.
«АЭХК, ныне входящий в контур предприятий Топливной компании ОАО «ТВЭЛ», под угрозой закрытия. Официально об этом пока не заявляют, но, как говорится, нет дыма без огня. Органы местного самоуправления, общественность Ангарска не должны ждать, пока их поставят перед свершившимся фактом (подобные ситуации за время перестройки мы наблюдали, к сожалению, не раз). Все мы должны отдавать себе трезвый отчет в том, какие последствия вызовет закрытие комбината и как это повлияет на экономику города, социально-политическую ситуацию, благосостояние населения и перспективы Ангарска в целом.
Если проанализировать динамику состояния дел на АЭХК за последние годы, картина вырисовывается, мягко говоря, неутешительная. Давайте обратимся к фактам и цифрам. Количество работающих на основном производстве комбината с 5 тысяч в 2009 году сократилось до полутора тысяч в 2012 году. Сокращение организовано по известным схемам: открывается дочернее предприятие, но, как только объемы исчезают, предприятие закрывается. Человек оказывается на улице, но уволен он не с АЭХК. Это питает и многократно усиливает скрытую безработицу. Нужно учесть, что основной костяк сотрудников комбината – это высокопрофессиональные кадры, которые в официальной прессе красиво называют «технической элитой страны». И теперь эти люди, технари, светлые головы, которых учили, растили, не по своей воле могут оказаться на улице.
Серьезно пострадают пенсионеры комбината – люди, достойно отработавшие на предприятии по 30 и более лет. Если сегодня фонд предприятия «Милосердность» на оказание помощи пенсионерам АЭХК выделил 42 млн руб., завтра пенсионеры будут лишены этой существенной финансовой добавки, на которую они рассчитывали.
Серьезный финансовый урон закрытие комбината нанесет и малому и среднему бизнесу Ангарска – всем тем предприятиям, которые заняты разного рода обеспечением деятельности комбината. На сегодня это еще не менее трех тысяч человек (плюс члены их семей). Тот же малый и средний бизнес Ангарска также недополучит денежные средства в сфере торговли, ЖКХ и др. – свои зарплаты работники комбината не в Москве тратили, а в Ангарске – на товары, услуги и т.д. (фонд заработной платы сотрудников АЭХК существенно превышает годовой бюджет города). Как видим, все это существенно ударит по экономике города, по покупательской способности населения.
Далее. Сокращаются рабочие места – сокращается и фонд оплаты труда, с которого мы получаем налог на доходы физических лиц. В бюджет Ангарского района в 2009 году АЭХК перечислил 92 млн руб. В 2012 году эта цифра снизилась до 64,5 млн руб. В целом же за этот период отчисления АЭХК в бюджеты всех уровней снизились на 200 млн руб. За это же время в два раза снизились налоги на прибыль самого предприятия.
Особо нужно подчеркнуть, что последние несколько лет собственник комбината ведет планомерную политику избавления от своего имущества в области социальной сферы посредством продажи объектов, а также их передачи муниципалитету и субъекту Федерации. Перечень этих объектов весьма внушителен. С одной стороны, это продиктовано требованиями 131-ФЗ. С другой – влечет за собой дополнительное финансовое бремя для муниципалитета. Только один пример: комбинат передал Ангарскому муниципальному образованию три дошкольных детских учреждения. Их содержание обходится району в 32,5 млн руб. в год. Кроме того, муниципалитету переданы здания МЖК, лыжная база, области передан лагерь отдыха «Имени героев-космонавтов». В то же время собственниками комбината проданы здания двух детских садов, здание отдела кадров, спортзал отдан фонду «БАФОРС». Проводя политику избавления от объектов социальной сферы, а также используя механизм постепенного снижения квоты их финансирования, собственники АЭХК действуют избирательно, реализуя значимые для города объекты зачастую без учета интересов населения Ангарска. Так, город, экологическая обстановка в котором никогда не была благополучной, может лишиться замечательного профилактория «Багульник».
Перекладывание забот о содержании имущества на плечи муниципалитета – только одна из составляющих политики, свидетельствующая о том, что конечная цель собственников комбината – закрытие АЭХК. Второй шаг – решение об остановке сублиматного производства. Если это объективная неизбежность, как пишут в газетах, «следствие невостребованности продукции на фоне мирового протеста против атомной энергетики», если продукция, производимая АЭХК, не востребована и продолжает складироваться, какое решение данной ситуации предлагает Ангарску и его жителям Топливная компания «ТВЭЛ»? Зачем нашей территории сотни тысяч тонн обедненного гексафторида урана, если основное производство будет закрыто? Какова судьба хранилища, кто, куда и за счет чьих средств будет вывозить контейнеры? Что будет с землями, на которых располагается комбинат (это более 774 гектаров земли, находящейся в федеральной собственности)? Вопросов, как видим, множество.
Президент Топливной компании ОАО «ТВЭЛ» Юрий Оленин публично заявил: «Предприятия Росатома должны сохранить рабочие места для персонала и работать над созданием новых. Топливная компания «ТВЭЛ» поставила перед предприятиями, входящими в ее контур, задачу – усилить работу по разработке проектов и открытию новых неурановых бизнесов с гарантированным сбытом и созданием рабочих мест для высвобождающегося персонала». В качестве программ развития называют четыре проекта. Это переработка отходов алюминиевого производства, размещение на мощностях комбината производства нанотехнологичных монокристаллов искусственного кварца, разработка тулунского месторождения редких металлов и их последующая переработка. Четвертый проект – переработка низкообогащенного гексафторида урана на установках «Кедр».
Реализация любого из вышеназванных проектов возможна только при активном содействии со стороны субъекта Федерации, именно область, как субъект государственной власти, должна ходатайствовать перед Федерацией о том, чтобы не закрывать производство, пока не будет предложено альтернативное производство с размещением его на промышленных мощностях АЭХК. Ведь это готовые промплощадки, с подведенными коммуникациями, использование которых экономически несравнимо более выгодно, чем устройство новых промышленных площадок.
В свою очередь, органы местного самоуправления готовы внести свою лепту в данный процесс – например, предоставить необходимую для размещения производства разрешительную документацию, способствовать организации новых рабочих мест на территории при появлении таких предложений со стороны АЭХК. Иным образом повлиять на ситуацию с комбинатом местная власть не может. Это уровень и компетенция государственной власти, так как АЭХК – федеральный объект, расположенный на федеральных землях.
Органы местного самоуправления, общественность Ангарска не могут не выразить своей обеспокоенности вопросом решения судьбы Ангарского электролизного химического комбината, его работников, всех жителей города. Мы готовы на конструктивное сотрудничество в интересах ангарчан. Мы считаем своим долгом обозначить свое отношение к этой проблеме, от решения которой зависит благополучие территории и стабильность социально-экономической и политической ситуации как в Ангарске, так и в Иркутской области».
Общественная палата Ангарского муниципального образования
По ситуации с ОАО «АЭХК» выступили почетные граждане Ангарска Виктор Шопен, Геннадий Белкин, Леонид Бронштейн, глава города Владимир Жуков и глава администрации Антон Медко, председатель городского Совета ветеранов Зоя Бушуева и др. О позиции профсоюзного комитета комбината рассказал его председатель Алексей Мартынов. По завершении обсуждения вопроса члены Общественной палаты приняли решение обратиться к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко. В этом документе рекомендовано пересмотреть вопрос о закрытии сублиматного производства до решения вопроса о размещении нового неуранового конверсионного производства на мощностях ОАО «АЭХК», правительству Иркутской области и госкорпорации «Росатом» – создать рабочую группу, заключить соглашение о социальном партнерстве в рамках уже существующего соглашения между органами местного самоуправления и комбината, информировать население Ангарска о концепции развития предприятия, а также других решениях, которые могут вызвать социальную напряженность на территории АМО.