В службу по тарифам Иркутской области обратились автотранспортные предприятия Ангарска, занимающиеся пассажирскими перевозками. Цель? Очередное повышение цен на проезд.
Вместе с ангарчанами пожелали сделать это и маршрутчики из города Черемхово. Однако, стоит заметить: у черемховцев повод поднимать цены определенно есть – сегодня проезд на общественном транспорте в этом городе стоит всего 11 рублей. А вот инициатива пассажироперевозчиков Ангарска, где и без того поездка по городу на автобусе самая дорогая в области (даже в Иркутске ездят за 12 рублей), кажется не просто непонятной, а даже наглой.
Чего еще не хватает ангарским маршрутчикам? В финансовом обосновании они указали, что цена, которая реально обеспечивает рентабельность перевозок, равна 16 рублям. Посчитали километраж, стоимость ГСМ и так далее. Однако ни для кого не секрет, что бензин (или газ, что чаще) в соседних городах не дешевле, чем у нас. А вот расстояния, напротив, в Ангарске совсем небольшие. Особенно, если сравнить с ближайшим соседом – Иркутском.
Понятно, что в условиях рынка повышение цен – прерогатива перевозчиков, частных предпринимателей. И городская администрация, по идее, к этому отношения не имеет. Но ведь платить-то дороже всех в области придется ангарчанам!
Что думают по поводу попытки частников в очередной раз повысить цену сотрудники транспортного отдела администрации города? Начальника отдела после срочного увольнения Ивана Лукьянова до сих пор не назначили. Сейчас обязанности руководителя временно исполняет ведущий специалист Александр Лазарев. По словам Александра Владимировича, он знает о том, что частные ангарские перевозчики подали в службу по тарифам заявление с просьбой разрешить им установить более высокую предельную цену проезда. Собраны все документы: совместное заявление от 10 перевозчиков (это минимум, так положено по закону) и обоснование затратной части. Теперь решение за областной службой по тарифам.
Что может в этом случае сделать город? Не повышать стоимость проезда в муниципальном транспорте. Как рассказал Александр Лазарев, в ближайшее время о том, чтобы поднять стоимость проезда в МУП «Ангарский трамвай», речь не идет. Билеты по-прежнему будут стоить 12 рублей. А вот МУП «Ангарский автобус» составить конкуренцию частникам не сможет. Благодаря серой схеме, расследованием которой сейчас занимаются компетентные органы, на этом транспортном предприятии не осталось ни одного автобуса (все выкуплены частником по остаточной стоимости). Поэтому «Ангарский автобус» уже никого не возит.
Тогда как Александр Владимирович уверен: именно отсутствие конкуренции со стороны муниципального предприятия как раз и приводит к повышению цен. В качестве примера он привел город Тулун. Там сохранено муниципальное автобусное предприятие, которому принадлежит 39 автобусов большой вместимости. Предприятие обслуживает 11 городских, 11 пригородных и 5 междугородных маршрутов. Цену на поездку по городу перевозчик держит – 10 рублей. И мелкие перевозчики-частники, тоже не торопятся ее поднимать. Ведь тогда часть пассажиров (особенно пенсионеры, которые никуда не торопятся) просто пересядет в муниципальные автобусы. Похожая ситуация и в Иркутске, где сохранен МУП.
А вот у ангарчан муниципального автобуса, считай, уже нет. Значит, транспортом для экономных будет только трамвай.
Точка зрения
Чем мы хуже Иркутска? Перевозчики в своем финансовом обосновании повышения цен на проезд указали, что, несмотря на одинаковую стоимость ГСМ, у нас с Иркутском есть серьезная разница в выручке. Зависит она от количества пассажиров. Так, в областном центре люди постоянно в течение дня ездят на маршрутке в обе стороны, а у нас – только в одну. Или на работу, или с работы. Такая вот специфика у города с большими предприятиями. Мол, из-за этого у водителей по сравнению с Иркутском небольшая выручка. Поэтому и цену надо поднять. Если это сделают, то разница в стоимости проезда с областным центром у нас будет составлять целых 4 рубля. Как говорится, без комментариев...
А у них
В Черемхово проезд стоит 11 рублей, в Тайшете и Свирске – 10, в Нижнеудинске, Бирюсинске, Зиме, Иркутске – 12 рублей.
Дороже, чем в Ангарске, в Иркутской области проезд только в Бодайбо – 27 рублей. Но там цена оправданна – в условиях Крайнего Севера топливо для маршруток завозится самолетом. Почему же в нашем городе, где производят газ и бензин, такие «улетные» цены? Это для всех остается загадкой.