13 февраля полувековой юбилей отметит одно из лучших общеобразовательных учреждений Ангарска – школа №27. В этот день юбилейные торжества для учащихся, педагогов и выпускников школы пройдут в зрительном зале и “шайбе” ДК “Современник”.
Единственная в нашем городе школа с углубленным изучением английского языка не нуждается в представлении. Но накануне значительных дат принято говорить о достижениях, вспоминать самые важные этапы и строить планы. Знаменитая теперь 27-я возникла на базе слияния двух образовательных учреждений – школ №26 и №27. Произошло это в далеком 1975 году. Однако отсчет работы ведется с момента возникновения одной из них.
Из воспоминаний первого директора школы Владимира Арыкова:
“Тогда, в 1960 году, было другое время – социалистическое, и, естественно, перед школой ставились задачи несколько другие, чем сейчас. Суть этих задач кратко можно изложить так – охватить обучением всех детей – от первоклассника до десятиклассника, дать им прочные общеобразовательные знания, навыки, подготовить к труду, стремиться к воспитанию всесторонне развитой личности с жизненными установками “человек человеку товарищ и брат”, “один за всех – все за одного”.
Школа №27 была и остается новатором многих эффективных педагогических идей. Раньше существовала классная система с кочевым положением учителя математики, литературы, да собственно всех, кроме учителей физики, химии и биологии. Наши педагоги не побоялись сломать старую классную систему и перейти к новой, более эффективной системе организации учебного труда учителя и ученика – к кабинетной системе. Пробивать новое всегда не так просто, тем более когда вышестоящие звенья системы образования гороно, облоно стоят в лучшем случае в стороне, а в худшем – еще и мешают утверждаться новому. К чести педагогов школы №27, подхватив эту идею, они смело, самостоятельно, первыми в городе и области быстро внедрили ее в жизнь, в практику. Эта быстрота перестройки школьного обучения, вопреки сложившимся традициям, не позволила консервативным силам поставить заслон кабинетной системе, более того, заставила вышестоящие звенья включиться в популяризацию этой новой организации труда учителя и учащихся в школе.
Учителя 27-й школы, наверное, до сих пор помнят, как в назначенный день в школу съехались руководители гороно, директора средних школ области. Они буквально прощупывали каждый кабинет, внимательно слушали нашу информацию с доводами в пользу кабинетов, задавали самые сложные вопросы, порой и каверзные. В этой кавалькаде начальства был и профессор А. Дулов, который тепло отозвался о нашем новшестве и пожелал успехов.
Другим нестандартным шагом школы №27 было введение обучения иностранному языку со 2 класса. Инициаторами этого новшества были учителя иностранного языка, которые считали, что введение обучения иностранному языку с более раннего возраста позволит к десятому классу не только дать более широкие теоретические знания по предмету, но и накопить словарный запас для свободной разговорной речи. Подобный опыт уже практиковался в Москве, Ленинграде и других крупных городах страны, завоевывал сторонников, заинтересованность государства. Стали появляться спецшколы с углубленным изучением иностранного языка, разрабатываться учебные государственные программы, положение о статусе таких школ и т.д. Поэтому, когда в 1966 году Иркутской области разрешили открыть две школы с углубленным изучением иностранного языка, выбор пал на школу №27 города Ангарска. Так вот и получилось, что учителя-энтузиасты начали вроде незаметное, еще не популярное дело, а оно – это дело – переросло в большое, популярное, государственное дело. Поэтому нельзя не назвать имена этих пионеров: Э. Карагодову, Л. Логинову, Т. Гладыш, Л. Авдееву, чету Лесняк – Антонину Ивановну и Анатолия Петровича, первого завуча по иностранному языку С. Рыжакову, а после ее ухода по болезни Т. Угорелову. Все они были не только энтузиастами нового, но и замечательными учителями-профессионалами”.
Сегодня, как и десять, двадцать, тридцать лет назад, школа, возглавляемая Ниной Вункортовой, дает большое количество победителей городских, областных и всероссийских олимпиад. С 1993 года учащиеся 9-10 классов участвуют в международных программах и проектах с правом обучения в США. С 2002 года на базе школы ежегодно проводятся областные семинары по методике раннего обучения английскому языку. В разработку научных проектов включены как сами педагоги, так и их ученики. Всего за пять десятков лет аттестаты об окончании школы №27 получили около 4 тысяч человек, из них свыше 160 выпускников окончили школу с медалью.