Во вторник, 19 февраля, для группы учащихся детской художественной школы №1 было проведено необычное занятие по живописи. Правильнее даже будет сказать – необыкновенное. Состоялось оно в выставочном зале Ангарского городского музея, в окружении экспозиции фоторабот Игоря Толмачева. Именно здесь преподаватели ДХШ №1 Эмма Якушенко и Евгения Прокопенко провели для детей мастер-класс по монотипии и свободной росписи в технике акварели.
Монотипия считается графической техникой, но Эмма Владимировна показала, насколько живописной и красочной она может быть. Чтобы получить изображение, нужно нанести краску на любую гладкую поверхность (в данном случае – обычное стекло) в хаотичных, на первый взгляд бессмысленных сочетаниях. И быстро, чтобы она не успела высохнуть, наложить сверху лист плотной бумаги, прижать его, развернуть на 180 градусов или «прокатить» по стеклу... И посмотреть, что же получилось. Осталось, призвав на помощь фантазию, дополнить изображение с помощью туши или гуаши, акварели или фломастеров, маркеров или гелевых ручек, превратив его в законченную композицию.
Монотипия уникальна – никогда не знаешь заранее, что у тебя получится, здесь всегда присутствует элемент эксперимента, неожиданности (название этой техники можно перевести с греческого как «отпечаток один раз»), а результат зависит только от богатства фантазии художника. Как заметила Эмма Якушенко, в этой технике работают многие авторы, и даже устраиваются фестивали таких полотен. Юные художницы попробовали создать рисунки в технике монотипии, используя теплые и холодные тона.
Перед началом занятия Евгении Прокопенко дети по ее настоянию посетили экспозицию Музея минералов. По мнению преподавателя и художника, срезы некоторых камней напоминают беспредметные живописные изображения, о которых шла речь на мастер-классе.
– В возрасте 11-13 лет, – пояснила Евгения Владимировна, – обучающиеся в 1 и 2 классе художественной школы дети лучше воспринимают предметный мир. И очень полезно время от времени заставлять их погружаться в беспредметность, как сегодня. Очень сложно переломить себя и увидеть в этом красочном хаосе что-то определенное. Но здесь нашим ребятишкам даже стены помогают – в музее они начинают ощущать себя немного иначе.
Как заметила Эмма Якушенко, подобные занятия помогают вводить детей в «таинственный и волшебный мир творчества».
– Детей надо приучать к рисованию с самого раннего возраста, – считает Эмма Владимировна. – Я неоднократно замечала, что ребятишки, которые учатся в художественной школе, отличаются от других детей. Они более мягкие, способны увидеть в самых обычных вещах нечто интересное и неповторимое, мир для них становится более ярким и красочным, а жизнь – более наполненной.