Новую жизнь старым трамвайным вагонам хотят дать в Ангарске. Специально для этого к нам приехал делиться опытом Вячеслав Ермаков, председатель совета директоров группы компаний «ЧелябТрансСервис» из города Челябинска.
По его словам, в Челябинске уже действует предприятие, которое реконструирует старые вагоны так, что они любому новому фору дадут. Чем выгодна именно реконструкция? Прежде всего – наличием материалов для нее. В каждом городе, где есть трамвайное депо, вагонов, которые давно пора списать, – пропасть. Советское «наследство» за копейки сдают в металлолом (в среднем по Сибири – 100 тысяч за вагон, но предыдущее руководство МУП «Ангарский трамвай» и здесь перещеголяло всех, сдав в утиль 10 вагонов всего за 500 тысяч рублей). А ведь можно было эти вагоны восстановить!
В Челябинске уже 15 трамваев, предназначенных на списание, стали как новенькие. И всего-то по цене 3 миллиона 500 тысяч рублей за вагон (при том что новый трамвай стоит 16 с половиной миллионов рублей). Экономия налицо. А как с качеством?
По рассказу Вячеслава Владимировича, который он подтвердил фотоснимками и видеозаписями, у челябинских вагонов, переживших второе рождение, из старых частей осталась только железная рама. Ее выровняли, заменили ржавые части, отшлифовали, обработали противокоррозийным составом. Потом кузов покрасили и, как говорится «довели до ума». Ну а дальше вагон преображается до неузнаваемости. В нем устанавливаются тепловые завесы с электронным контроллером (они сами решают, сколько тепла подавать в вагон в зависимости от температуры на улице). Убираются печки под каждым сиденьем, которые, по статистике, съедают до 50 процентов энергии, потребляемой вагоном. Лампы освещения меняются на более экономичные светодиодные. Заменяются двери, сиденья, панель управления (в таких вагонах ключ как в автомобиле!).
А еще вместо алюминиевого контакта на дуге напряжения устанавливается графитовый. Это помогает снизить затраты на замену медного провода, благодаря которому, собственно, и движется трамвай.
Провод этот, использующийся еще с советских времен, сильно изнашивается от трения с алюминиевым контактом. Приходится его постоянно менять. А замена не из дешевых – один километр провода стоит 350 тысяч рублей. Выход был найден в Челябинске, где алюминиевый контакт заменили на графитовый. Срок службы тот же – 7 тысяч километров пробега, а сети менять не надо. Сейчас на графит уже перешли во множестве городов России. Ближайшие к нам – Красноярск и Ачинск.
Некоторые города готовы заказать у челябинских специалистов реконструкцию своих вагонов. Но всем помочь предприятие Челябинска не в силах. У самих в ближайшее время на очереди 10 вагонов, и еще не меньше сотни нуждается в ремонте.
В Ангарске, по словам директора МУП «Ангарский трамвай» Дмитрия Хмыловского, изношено 80 процентов трамвайного парка (или в пересчете на вагоны – 60 штук).
По нормативам их уже пора сдать в металлолом. Но тогда людей не на чем будет возить. Реконструкция могла бы стать решением проблемы.
Челябинцы предлагают свой вариант помощи – обучить наших специалистов восстановлению кузова (большинство работ наши трамвайщики и так умеют делать, нужно лишь освоить некоторые ноу-хау уральцев), а потом просто высылать оптом (на несколько вагонов) всю необходимую электронику в сопровождении специалистов, которые на месте все смонтируют и подключат.
Ангарчане всерьез заинтересовались опытом Челябинска. Дмитрий Хмыловский уже сейчас готов отправить своих сотрудников в командировку для изучения технологии восстановления кузова и других деталей. Поддержал идею подарить вторую жизнь ангарским трамваям и глава города Владимир Жуков.
Будем и мы надеяться, что вскоре ангарские вагоны обретут современный вид и комфорт. Сейчас, конечно, говорить об этом рано – из более чем 70 вагонов в рейс выходят только 45. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Так пусть руки наших мастеров приобретут опыт и поработают и на собственную прибавку к зарплате, и на благо ангарчан.