Мы уже писали о том, что в Ангарске готовится к открытию первая социальная транспортная служба для перевозки маломобильных инвалидов (взрослых и детей, передвигающихся при помощи инвалидных колясок и других приспособлений).
Два специальных автобуса для перевозки инвалидов были закуплены два месяца назад. Пока служба работала в тестовом режиме, услугами успели воспользоваться многие инвалиды из общества колясочников. Выявились первые недостатки. Так, например, крепления в автобусах были рассчитаны только на один тип колясок. А у нас люди пользуются разными – и теми, что соцзащита выдает, и теми, что они за свои деньги приобретают. Пришлось усовершенствовать систему креплений. Теперь она может любого инвалида «удержать в седле». Нашему корреспонденту удалось увидеть, как надежно пристегивают водители социальной транспортной службы своих пассажиров. Зоя Башкуева терпеливо сидела в своей инвалидной коляске 15 минут, пока водитель прикручивал специальные винты, закреплял ремни и фиксировал пассажирку в ее транспортном средстве.
«Как в самолете!» – воскликнула удивленная Зоя Лазаревна. Откуда она знает, как в самолете? Летала на курорт в центральную часть России. Инвалидам бесплатное лечение положено раз в несколько лет. Кстати, на этом курорте, по словам Зои Башкуевой, был подобный автобус для колясочников. Но настолько старый и неудобный, что наш по сравнению с ним – просто загляденье!
Ангарские автобусы изготовлены на заводе «Форд». Стоимость каждого – 1 миллион 700 тысяч рублей. Изначально речь шла только о двух машинах, но теперь стало известно: где-то по просторам России едет в Ангарск третий специализированный автобус. Приобрела транспорт для людей с ограниченными возможностями Автоколонна 1948. Общая стоимость трех автобусов (без учета переделки ремней, оформления и прочего) – 5 миллионов 100 тысяч рублей.
Деньги эти истрачены из бюджета предприятия. Зачем? Для того чтобы дать колясочникам возможность реализовать свое право на бесплатный проезд. Ранее они этим правом пользоваться не могли, хотя проездные имели. Теперь будут ездить. Как и положено, бесплатно. Вместо денег у каждого инвалида будет индивидуальная пластиковая карта, которую нужно будет прикладывать к терминалу внутри автобуса. Деньги на карту будет переводить Cоцзащита.
Чтобы пассажир не запутался в системе электронной оплаты, ему будет помогать водитель. Водители в этих автобусах, кстати, не только баранку крутят, но и полностью отвечают за погрузку-выгрузку инвалида и его безопасность в салоне. Именно на водителя возлагается сложная процедура фиксации коляски с пассажиром в салоне автобуса. А еще водитель общается с инвалидом, фактически выступая еще и в роли социального работника.
Даже униформа у водителей этого транспорта индивидуальная. С указанием: «Социальная транспортная служба».
Все машины оснащены системой GPS. Современное навигационное оборудование позволит диспетчеру и водителю всегда поддерживать связь и фиксирует местонахождение автобуса. Это просто необходимо для такого транспорта, ведь пассажиры – люди не очень здоровые. И случись что, помощь сможет прибыть к ним в считанные минуты.
Весть о чудо-автобусах инвалиды уже два месяца передают из уст в уста. И вот свершилось! 1 марта социальная транспортная служба на базе Автоколонны 1948 наконец-то была открыта. Перерезали ленточку на входе в диспетчерскую глава города Владимир Жуков, директор ОАО «Автоколонна 1948» Сергей Шарков и заместитель губернатора Иркутской области Николай Хиценко.
Четверо приглашенных инвалидов получили пластиковые карточки прямо на открытии социальной транспортной службы. И на практике научились этими карточками пользоваться. Остальные получат пластиковые карты чуть позже. А вызвать специальный транспорт буквально через неделю можно будет по телефону диспетчерской службы прямо на дом. Он отвезет по любому маршруту – как туда, так и обратно.
Однако и это еще не все. Как рассказал собравшимся депутат городской Думы и руководитель ОАО «Автоколонна 1948» Сергей Шарков (инициатор и спонсор проекта «Социальная транспортная служба»), следующим шагом навстречу людям с ограниченными возможностями станет переоборудование общественных учреждений города. Уже сейчас на уровне Думы города достигнуто соглашение о том, что часть кинотеатров, учреждений культуры, спорта и социального обеспечения будет оборудована пандусами и иными подъемными устройствами, обеспечивающими инвалидам беспрепятственный проезд.