В минувший вторник, 26 февраля, на сцене Дворца культуры «Современник» состоялась премьера спектакля, над которым актеры народного театра «Факел» работали в течение полутора лет, – режиссер Александр Кононов поставил «Ящерицу» по сценарию знаменитого советского драматурга Александра Володина, «последнего гения ушедшего века».
На творческих вечерах «Факела» отрывки из будущего спектакля показывались неоднократно, однако премьерный показ стал сюрпризом даже для постоянных зрителей. Чтобы облегчить задачу актерам и сделать постановку более яркой, Александр Кононов использовал интересный и, как мне кажется, немного рискованный для провинциального любительского театра прием. Однако именно это позволило актерам чувствовать себя на сцене увереннее, «отойти от текста» и просто жить в предлагаемых обстоятельствах – в лучших традициях системы Станиславского. Дело в том, что половина текста в спектакле была на английском языке.
Для удобства зрителей (некоторые из них даже растерялись) текст сценария на русском проецировался на стены театрального зала. Однако более внимательные заметили: чужой язык не только не мешал понимать то, что происходит на сцене, а наоборот, в какие-то моменты облегчал восприятие.
Тем более что пьеса провоцировала к этому: действие разворачивается на территории, где живут два рода, не понимающих друг друга. Причем различие языков общения – не главная причина вражды. Различия между родами подчеркнуты и визуальными средствами, с помощью мимики, жестов, костюмов (род Зубров в спектакле по внешнему виду напоминает так называемых «гопников», основа одежды рода Скорпионов – джинсовая ткань).
Артистам (в постановке задействовано 27 человек, подавляющее большинство которых – актеры молодежной и даже детской студий «Факела») пришлось создавать на сцене атмосферу «каменного века», которая была в чем-то жестче, а в чем-то проще, откровеннее нашей нынешней реальности. Первобытный человек даже имя получал по основной черте своего характера, главному своему свойству: «Человек боя», «Красноречивый», «Советчик», «Поющая», наконец, «Ящерица».
Именно это позволило драматургу обнажить ситуации, которые с тех пор повторялись многократно, но в том же ХХ веке были прочно замаскированы под пафосными словами. Темы любви и предательства, жертвования частным ради общего, реальным ради призрачного актуальны и сегодня, хотя сценарий был написан в 60-е годы прошлого века. Александр Володин (а вслед за ним и Александр Кононов) показал зарождение не только разных типов людей, начало наук, но и общечеловеческих повадок.
– Мы продолжаем работать с пьесами, которые провоцируют человека на размышления, – пояснил Александр Кононов. – Володин писал о вечном, непреходящем, а мы, как и его герои, до сих пор погружены в огромное количество странных условностей, которым сопротивляемся, из которых стараемся выбраться – причем, как правило, тщетно.
«Ящерица» стала второй постановкой по сценариям трилогии Александра Володина о первобытных людях. В репертуаре образцового театра «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи уже есть спектакль по ее первой части – «Две стрелы» – об убийстве и его «расследовании» в том же роде Зубров. Александр Иванович выразил надежду, что на ангарских помостках может возникнуть спектакль и по третьей пьесе – «Выхухоль», и тогда в нашем городе можно будет посмотреть всю трилогию целиком.