«Эта повесть не про кого-то одного или нескольких, а про каждого из них», – писал Григорий Бакланов, автор повести «Навеки – девятнадцатилетние», советский писатель и сценарист, работавший с 1986 по 1993 год главным редактором журнала «Знамя». Сам фронтовик, начавший войну рядовым, а закончивший ее командиром артиллерийского дивизиона, он знал ее без романтического флера и официальной бравады. Поэтому в своей повести он постарался честно показать все стороны войны, целиком охватившей тогда человеческую жизнь.
Искренность повествования Григория Бакланова стала основной причиной того, что для постановки спектакля о войне коллектив народного театра «Факел» ангарского Дворца культуры «Современник» выбрал пьесу «Навеки – девятнадцатилетние». Премьера прошла в театральном зале дворца накануне праздника, 8 мая. Режиссер спектакля и художественный руководитель театра Александр Кононов так охарактеризовал юбилейную постановку: «Театр не мог не откликнуться на праздник Победы. Но, несмотря на то, что этот спектакль выпущен к определенной дате – 9 Мая, он получился отнюдь не «датским». Коллективу пришлось очень плотно над ним поработать: большинство актеров – ребята молодые, война от них далеко, нужно было перекопать массу литературы о том времени. До нас «Девятнадцатилет-них» ставил в свое время только московский театр «Современник». Хотелось бы, чтобы судьбы героев надолго остались в сердцах наших актеров и они почувствовали свою причастность к истории нашей страны».
Они чувствовали своих героев, на сцене все были искренними, несмотря на огромный временной разрыв и сложность задачи. Автор задумал показать большинство человеческих типов того времени, да еще и изломанных войной. Здесь за спиной каждого персонажа – тысячи людей с похожей судьбой. Немного легче начинающим артистам было оттого, что в спектакле занята не только театральная молодежь, сыгравшая 17- и 19-летних персонажей, но и старший состав, «ветераны» сцены. Кстати сказать, военная форма сразу заставила повзрослеть ребят из молодежной студии, только что игравших в детских спектаклях, и поставила их на одну ступень с седыми уже актерами, которых солдатские гимнастерки и шинели мгновенно омолодили.
За полтора часа на сцене не раздается ни одного выстрела или разрыва снаряда, зритель вместе с персонажами проводит несколько дней в госпитале, но за это время при желании может познать все особенности военного времени. Перед нами проходят образы мальчиков и девочек, убитых в первом же бою или попавших в госпиталь, не доехав до фронта, безруких калек, торгующих на базаре махоркой, молодых офицеров с «глазами ясными, мыслями чистыми, устремленными на разгром врага» и тыловых крыс, живущих по принципу «Жизнь отдам за Родину, а на фронт не поеду». В госпитальной палате завязываются узелки отношений, здесь уживаются абсолютно разные по характеру и судьбе люди, много времени уделяется разговорам о значении отдельной личности на войне, о предопределении, о цене жизни и вине оставшихся в живых. Не обошлось и без армейских шуточек.
Актеры театра выпукло представили образы раненых солдат. Но центральным является образ Володи Третьякова, которого играет Игорь Бахтин. Его судьба показана наиболее полно: в отличие от большинства товарищей, он имеет имя, из его воспоминаний появляются образы знакомых ему девушек, которых он любил. Нет, еще не любил – не успел полюбить или не понял, что любит. Сын «врага народа», честно отправившийся на войну, когда «его год еще не призывали» в надежде, что после войны выяснится, что его отца в 37-м забрали по ошибке. Здесь, в госпитале, он встречает ставшую для него бесконечно дорогой школьницу Сашу, роль которой блестяще исполнила Валерия Валентюк. А она в свои 17 лет провожает в бой уже второго девятнадцатилетнего Володю и второго теряет навеки...
Этот спектакль предваряли выхваченные из темноты лица 19-летних жителей нашего города, которые участвовали в той страшной войне, унесшей 30 миллионов жизней, а судеб разрушившей еще больше. Их фотографии, добавившие постановке искренности, предоставил театру Музей Победы, и эти молодые лица как будто завещают актерам и зрителям никогда не забывать о том, что они все-таки были, любили и надеялись на будущее так же, как сейчас надеемся мы с вами.