Премьерной постановкой встретил весну-2013 коллектив народного театра «Чудак». В минувшее воскресенье, 10 марта, в обновленной «11-й комнате» Дворца культуры нефтехимиков состоялся показ спектакля «Обломов. Ds: Totus» по пьесе современного драматурга Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича», в основе которой, в свою очередь, остается сюжет романа Ивана Гончарова «Обломов».
Вопреки сложившемуся режиссерскому мнению о том, что сегодня трудно найти достойное драматургическое произведение, пьеса заслуживает пристального внимания. Как мне кажется, она не только отражает самую суть слишком объемного и неспешного, на взгляд сегодняшнего читателя, романа двухвековой давности, отметая второстепенное, но и делает очевидной, дополняет и развивает его основную мысль. Кстати, автор очищает свое повествование от навязанной советской идеологией непременной «обломовщины».
Это не инсценировка, а самостоятельное произведение, в которое автором добавлен новый персонаж – доктор, превративший, по сути, драматическое действо во врачебную историю болезни (historia morbi – как у Чехова). В итоге Илья Ильич Обломов оказывается носителем чрезвычайно редкого, несовместимого с жизнью заболевания под названием Totus, что в переводе с латыни означает «целый». «Да, я растолстел, – говорит Обломов в одной из сцен, – зато я ничего не терял! Совесть у меня чиста». Цельный человек, как утверждает автор, жить не может, в отличие от «половинок», «четвертинок» и «осьмушек», на которые делит людей прогресс. Тому же Штольцу от человека требуется ровно столько, сколько нужно, «чтобы дело делать».
«Чудаки» под руководством Александра Говорина работали над спектаклем «Обломов. Ds: Totus» больше года. Причем значительная часть этого времени пришлась на ремонт во дворце, в комнате №11. Репетировать им приходилось в других комнатах, в помещении театра «Росток», которым также руководит Александр Анатольевич, в кабинетах, предоставленных Дворцом творчества детей и молодежи. Но репетировали с удовольствием, пьеса всем понравилась – тем более, что среди актеров театра нашлись люди, которым ее персонажи оказались близки по характеру и образу мыслей.
Теперь в этом смогли убедиться и ангарчане. 3 марта черновой, бескостюмный вариант «Обломова» показали «своим» зрителям (такая традиция издавна существует в театре «Росток»: первый показ – для родителей и друзей, на второй уже можно приглашать посторонних). Наверное, есть в этом доля актерско-режиссерского сомнения – все ли получилось? Здесь с первого раза было угадано все. За неделю художник Вячеслав Прошин изготовил декорации, афишу, программки, были дошиты костюмы для актеров, заострены, где требовалось, диалоги – и вот, премьера!
В спектакле заняты ветераны «Чудака» – самые опытные артисты, имеющие за плечами не только большой актерский стаж, но и груз житейской мудрости. Молодежь – Алексея Алексеева и Максима Прокошева – оставили «на посылках». Здесь не требовалось возрастное соответствие (Обломову в начале романа 32-33 года), важна была внутренняя близость актеров персонажам.
Заглавную роль исполняет Сергей Метелкин, признавшийся, что он и есть Обломов, что играть ему здесь ничего не пришлось. Та же история – с Владимиром Путято, который и внешне и внутренне легко ассоциируется со Штольцем. Особая история – с доктором Аркадием Михайловичем. По пьесе это неопытный и неуверенный в себе психиатр, с кучей собственных комплексов (в спектакле он начинает сцену беседой с вешалкой). С этой ролью идеально справился Алексей Бальчугов, в жизни – доктор технических наук, профессор АГТА, заместитель декана технологического факультета по учебной работе. Хороши и женские персонажи: незатейливая хлопотунья Агафья Матвеевна в исполнении Любови Мельянковой и гордая самолюбивая Ольга Ильинская – Наталья Андриенко.
Не обошлось и без смелых экспериментов и находок. «Обломов» стал предъюбилейным спектаклем для старейшей актрисы «Чудака» Татьяны Шляпневой – она сыграла в нем свою 99-ю по счету роль. И эта роль – слуги Обломова Захара – наверное, одна из лучших в ее творческой биографии. Перед каждым появлением Татьяны Сергеевны на сцене за кулисами раздается грохот и лязг, она все время что-то «роняет» и «разбивает» (именно таковы проявления жизнедеятельности Захара в романе). С этим образом связана основная юмористическая линия в спектакле. Хотя главный герой тоже вызывает массу улыбок, когда прячется под столом, где у него «домик», или предлагает доктору поиграть в салочки.
Очень смелым было режиссерское решение ввести в спектакль живое исполнение Натальей Андриенко арии «Casta diva» под аккомпанемент Ирины Евдокимовой. Каватина Нормы из одноименной оперы Винченцо Беллини считается одной из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий в репертуаре сопрано. Лишь несколько оперных певиц XX века обладали достаточными умениями, чтобы с ней справиться. Именно эта ария переворачивает жизнь Обломова и заставляет его сменить «сонные речи» на «лихорадку жизни».
Прекрасный актерский ансамбль, увлеченность общим делом, продуманное художественное оформление вдобавок к интересной литературной основе и глубокому философскому замыслу сделали «Обломова» одной из самых удачных постановок театра «Чудак» за последние годы. Убедитесь в этом сами – следующий показ спектакля намечен на Международный день театра – 27 марта, в 18 часов.