Новая городская власть во главе с Владимиром Жуковым с первых дней своей работы одной из ключевых задач администрации определила содержание и ремонт городских дорог. «Не только потому, что это лицо нашего города – в первую очередь, это его жизненно важные артерии и вопрос безопасности жителей Ангарска», – такова позиция главы города.
В этом году на реконструкцию, ремонт, строительство и обслуживание дорог выделены большие деньги – 256 миллионов рублей, почти четверть городского бюджета. На это можно достойно содержать и развивать дорожную сеть. В предыдущие годы на эту статью расхода городского хозяйства также выделялись немалые деньги, однако толку от этого было немного – жители города помнят автомобильные дороги зимой прошлого и позапрошлого года. Заросшие обледенелыми сугробами и накатами дороги, обочины, остановки, в итоге аварийность и смертность в ДТП в тот период увеличилась в два раза. Как прокомментировал этот момент Владимир Жуков, «налицо нецелевое использование средств».
Какова ситуация с дорогами этой зимой? События, произошедшие за последние два месяца, вполне укладываются в жанр журналистского (или уголовного?) расследования. По Федеральному закону №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» администрация города была обязана найти подрядчика для заключения муниципального контракта для дорожных работ на конкурсной основе. Что и было сделано. Одним лотом на открытые торги 14 января 2013 года была выставлена сумма, выделенная на обслуживание и благоустройство ангарских дорог в зимнее и летнее время, в размере 134 миллиона рублей. На электронной площадке зарегистрировалось восемь участников. Пять из них практически сразу же выбыли из борьбы. Они не смогли осуществить подачу новых, более низких по цене (а значит, более выгодных для бюджета) предложений. Доступ к сайту на несколько минут был прекращен. На предъявленные претензии ЗАО «БВК» очень вежливо выразило всем пострадавшим от «добросовестной конкуренции» свое сочувствие, дав исчерпывающее и правдивое объяснение: именно в этот период времени велись профилактические ремонтные работы. Пятеро пострадавших сразу же подали жалобы на электронную площадку, но уже вечером трое из них свои претензии отозвали. С чего бы вдруг?
Таким образом, 28 января 2013 года по результатам открытого аукциона, проведенного по системе электронных торгов, администрации города пришлось заключить муниципальный контракт на выполнение работ по зимнему, летнему содержанию автомобильных дорог города Ангарска, текущему и аварийному ремонту автомобильных дорог и санитарной очистке территории города Ангарска с ОАО «Дорожная строительная компания 156».
«В целях обеспечения муниципального контракта подрядчик, который выиграл конкурс, обязан представить банковскую гарантию на 10 процентов от выигранной суммы, – рассказывает первый заместитель главы города Ангарска Елена Федорова. – Это обязательное условие».
«Дорожная строительная компания 156» представила такую гарантию на сумму более 13 миллионов рублей от ОАО «Акционерный коммерческий банк «Русский финансовый альянс». Подпись руководителей московского банка с трудом просматривалась под густым оттиском печати (по закону, подписи не должны быть закрыты печатями). Поэтому решено было проверить подлинность документа.
На запрос от администрации города «Русский финансовый альянс» дал такой ответ: «Банковская гарантия №00018/2013 от 21.01.2013 года принципалу ОАО «Дорожная строительная компания 156», бенефициаром по которому является департамент ЖКХ и строительства города Ангарска, не выдавалась». Иначе говоря, гарантия оказалась фальшивой. Такими же могли и оказаться допуски, СНиПы и документы по наличию сотрудников, техники, необходимых для исполнения муниципального заказа. Но контракт был уже подписан. 29 января подрядчик должен был приступить к работе. Но не приступил.
Начались работы только десять дней спустя, причем в хаотичном порядке, хотя условия контракта жестко прописывали объемы, очередность, сроки исполнения всех работ. Первая обработка противогололедным материалом вообще была проведена только 25 февраля. Ангарчане, наверное, помнят, каким убогим было состояние дорог в конце января – а ведь осадков выпало сравнительно немного. К тому времени администрацию города буквально завалили жалобы граждан на то, что снег с дорог не вывозится, а складируется недалеко от жилых домов. ГИБДД слала предписания по поводу неудовлетворительного состояния автомобильных дорог. Примечательно, что и Ангарская прокуратура поучаствовала в процессе: правда, в суд почему-то подала не на «ДСК 156», а на … администрацию города. Странно это, если учесть, что ни в прошлом году, ни в позапрошлом ангарский прокурор не подавал в суд на администрацию Михайлова. Видимо, тогда бардака на дорогах г-н Погудин не замечал.
В конце января 2013 года на дорогах Ангарска участились ДТП, в протоколах сотрудниками ГИБДД фиксировалось неудовлетворительное состояние асфальтового покрытия. Все это ежедневно регистрировала в актах и комиссия, созданная администрацией города, в работе которой, кроме двух сторон, приняли участие представители полиции, общественности, журналисты.
Спустя месяц уже можно было подвести промежуточные итоги работы подрядчика – «Дорожной строительной компании 156». Налицо ненадлежащее выполнение муниципального контракта. От всего объема работ было выполнено только 30 процентов.
«Такую оценку работе подрядчика дали ГИБДД, прокуратура, есть решение суда о неисполнении обязательств по муниципальному контракту», – пояснил ситуацию глава города Владимир Жуков.
Было принято решение о расторжении контракта. Изначально подрядчику предлагали расторгнуть договор по соглашению сторон, но ответа не последовало. Затем ему предложили сделать это в одностороннем порядке. Реакции – ноль. «ДСК 156» в надежде сохранить контракт представляет другую банковскую гарантию, на этот раз от одного из иркутских банков. Именно эта кредитная организация будет нести ответственность за неисполнение подрядчиком условий контракта. Кроме того, подрядчику со стороны администрации будут предъявлены штрафные санкции. Поэтому вряд ли «ДСК 156» получит тот объем бюджетных денег, на которые изначально рассчитывала эта компания. В том, что они получат по контракту всю сумму, предприимчивые ребята не сомневались – схема была гладко отработана и наверняка не раз использовалась ранее. Но времена, слава богу, меняются. Меняется действительность и правила игры. Теперь игра будет честной, исключительно в правовом поле. Хочешь работать – работай, участвуй в конкурсе без использования подковерных приемов. Пилить бюджетные деньги, не убирая как следует дороги, больше не получится.
Стоит отметить, что на сегодняшний день администрация города из бюджетных денег, запланированных на чистку и содержание дорог, не потратила ни копейки. 11 марта в одностороннем порядке муниципальный контракт администрацией был расторгнут.
Глава города Владимир Жуков заверил, что дороги будут убираться. Сейчас этим занимается недавно созданное муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство». Сэкономленные на чистке дорог бюджетные средства будут направлены либо на приобретение новой техники для МБУ «Благоустройство», либо на содержание и ремонт дорог.
Бывший подрядчик «ДСК 156», скорее всего, обратится в суд, считают в городской администрации. «Мы готовы к судам, – сказал Владимир Жуков, – у них нет оснований для отмены нашего решения. Такой номер больше с бюджетными деньгами не пройдет».
Ольга Жулева
(материал предоставлен пресс-службой администрации г. Ангарска)