Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Арсению Яшкину 12 лет. Он, как и все его сверстники, учится в школе. Только вот находится эта школа на восьмом этаже типового ангарского дома. Прямо в Сениной квартире. Педагоги приходят к мальчику на дом.
Не думайте, что это очередная слезливая история про мальчика, у которого все плохо с ручками-ножками. Арсений прекрасно бегает, замечательно прыгает (соседи готовы оценить!) и очень любит играть с младшим братом Пашей.
А еще Сеня знает столицу Мадагаскара – Антананариву. И сколько спутников у Сатурна. И какими свойствами газа отличается строение Урана и Юпитера. Почему же тогда школа дома? Потому что у мальчишки редкий диагноз – аутизм.
Мама Арсения Ольга рассказывает, что вначале ничего не знала о таких детях. Местные специалисты в четыре годика поставили ему диагноз и назначили лечение – таблетки. Но разве можно таблетками вылечить невозможность человека приспособиться к обществу?
Сеню, который с самого детства чурался людей и даже самым близким не смотрел в глаза (один из признаков аутизма), родители пытались «расшевелить» всеми возможными способами. Ольга вспоминает, как одну редкую книгу об аутизме ей привезли из Питера. И, едва прочитав ее, она тут же отправила книгу в Москву – там в помощи тоже нуждалась семья с ребенком-аутистом.
«Люди дождя» (а большинство жителей Земли знают об аутизме именно по фильму «Человек дождя») с точки зрения обывателя весьма странные. Они рано учатся тому, что все остальные либо постигают позже, либо не постигают вообще. А вот в другом сильно отстают. Например, Арсений в два года сам выучил буквы. Но в это время он еще не говорил. Лишь через год он произнес первые фразы. И они были под стать диагнозу, который и диагнозом-то не назовешь. Так, на вопрос: «Хочешь пить?» малыш отвечал: «Хочешь!» Мама мальчика говорит, что такие ответы для аутистов норма. Ведь до определенного возраста они просто не могут осознать себя как личность.
И тем не менее Арсений пошел в садик. Вначале в обычный. Но воспитатели сразу заподозрили неладное – мальчик не просто не ладил с детьми. Он был словно и не в коллективе вовсе, отгородившись и от сверстников, и от взрослых. Садик жил своей жизнью, Арсений своей.
Ради того, чтобы мальчик начал контактировать с другими детьми, его пришлось перевести в специализированный детский сад №9 для детей с ДЦП. Да, диагноз совсем другой. Но в этом учреждении хотя бы есть специалисты по работе с ребятишками, имеющими проблемы развития и контактирования с окружающим миром.
После садика Сеня пошел в школу. Но там уже не смог справиться с детским равнодушием, насмешками. Как рассказывает он сам, «я не понравился детям в школе». С теплотой вспоминает только единственного школьного друга – Никиту.
Но общения Арсению и так хватает. Дома – восьмилетний младший брат, с которым и поиграть можно, и подраться, если приспичит. А еще у Арсения есть свой мир. Кстати, не имеющий ничего общего с миром реальным.
Наверное, многие из нас в детстве, ложась спать, придумывали себе мультики или фильмы на ночь. Закрывали глаза и погружались в свой мир с героями, загадками.
Так вот – аутисты это те, кто «смотрит» выдуманную сказку не только полчаса перед сном. Она так или иначе сопровождает их всегда. Например, у Арсения есть целый мир, в котором живут альфадонцы и их создания – биоры. У этого мира своя планета, религия, язык, обычаи и даже письменность! Все он выдумал сам.
«Как будто смотришь фильм 3D», – рассказывает Сеня. – И в нем же живешь».
«А как же реальность?» – спросят читатели. Ведь после школы надо будет где-то работать, как-то жить. Родители-то не вечные. Аутистов с радостью берут в компанию «Майкрософт». Они лучшие программеры в мире – не отвлекаются на пустяки, не «висят» в соцсетях. Знай себе работают, покоряют просторы новых микросхем и программ.
Но у нас в России (а уж в Ангарске тем более) никаких программ для «людей дождя» нет. Если аутизм слабо выражен – пытайся, адаптируйся в обществе как можешь. Если сильно – получай инвалидность и живи на пособие. Кстати, Арсений на инвалидности. Но не из-за аутизма. У мальчика серьезное заболевание сердца (последствия родовой травмы). Но родители все равно не сдаются.
Мама Ольга приучает обоих детей к искусству, ведь сама она работает секретарем в художественной школе №2. Арсений хорошо рисует. Недавно даже во взрослой выставке творчества инвалидов участвовал. Ну а папа Александр обеспечивает семью материально (ведь Ольга долго не работала, сидя с Арсением дома). Помогают и бабушки. Водят братьев во все возможные кружки. И скидок Сене на болезнь не делают.
Ольга уверена – это правильно. Она в свое время была поражена, когда увидела, как детей с ДЦП в садике приучают самих одеваться. Через плач, ползком. Да, было жалко. Но когда через пару лет эти детки делали первые шаги, умели себя полностью обслуживать и были готовы к школе, мама Сени поняла – не жалеть надо, а приучать к жизни. И тогда любая болезнь не станет помехой.
Сейчас Арсений кроме художественной школы посещает общества детей-инвалидов «АРДИ» и «Дети-ангелы». Правда, в этих организациях ребят с аутизмом мало. «Люди дождя» – большая редкость. Их на весь город единицы. И никто не знает, можно ли их мир назвать диагнозом…