К новому порядку записи в школы с трудом привыкают не только родители, но и руководители учебных учреждений. О том, какие проблемы испытывают сегодня школы в связи с записью по месту жительства и не только, мы узнали от директора инновационного учреждения – гимназии №1 – Людмилы Раевской.
– Людмила Владимировна, сколько детей в этом году готова набрать гимназия?
– Мы готовы набрать три первых класса. В один перейдут ребятишки из нашего дошкольного отделения «Улыбка», в два других – обычные дети. Но, к сожалению, Роспотребнадзор не дает нам возможности набирать эти два класса. Согласно новым требованиям, дети в инновационных учреждениях должны учиться в одну смену. И потому из двух классов нам разрешают набрать только один.
– Сколько в нем будет детей, записавшихся по месту жительства?
– Когда мы узнали, что к нашей гимназии приписан 178 квартал, наши волонтеры прошли по всем домам и выяснили – в дошкольное отделение и гимназию пойдут 11 человек. Но не прошло и месяца, как ребят, которых мы обязаны принять, стало 18. Люди идут на все: меняют квартиры, покупают своим детям прописку. Лишь бы учить своего ребенка в хорошем учебном заведении.
Я вообще считаю, что этот новый порядок записи не дает родителям права выбора учреждения, а лишает их этих прав. Почему талантливый ребенок из другого района не может учиться в инновационном учреждении? А ребенок, который явно нуждается в коррекции и медицинской помощи, напротив, придет в гимназию по месту жительства. Что он будет здесь делать? И как учреждение сможет с такими детьми сохранить статус инновационного? Ведь от нас во время аккредитации требуют 100-процентной успеваемости и 85 процентов качества образования! Как говорится, кругом одни вопросы. А ответов нет. Могу сказать только что в один день пришел 61 ребенок не по месту жительства. Этим детям мы не можем дать гарантию обучения в нашем учреждении.
– Еще один больной вопрос – взносы. Родители в городе очень недовольны вступительными и иными взносами. Многие уверены – теперь-то школьных поборов не будет. Ведь по месту жительства ребенка не имеют права не принять.
– Все говорят – взносы дело добровольное. Или прячут голову в песок. Мол, кто сказал, что мы берем взносы? Я говорю честно – берем. Это решение не мое – управляющего совета. Все деньги идут в специально созданный фонд «Развитие. Интеллект. Культура». Этот фонд был создан в 2000 году. И все средства из него расходуются по специально утвержденным управляющим советом и директором сметам.
Сколько средств требуется гимназии в год? Мы посчитали – 1 миллион 121 тысяча 669 рублей. И это только самое необходимое. Нам надо содержать три здания: гимназию, здание начальных классов (бывший санаторий «Орленок») и дошкольное отделение (детский сад). Всем этим зданиям 52 года и в них ни разу не было капремонта! 20 лет не выделялись средства на косметический ремонт. У меня в шкафу лежит экспонат – труба. Ржавая, дырявая, ужасная! И такие трубы у нас везде. Заменить их можно только в случае аварии. И только по предписанию проверяющих органов. Иначе денег бюджет не даст.
– В смысле? «Пока не убьют, помощи не просите»?
– Похоже. Вот, к примеру, госпожнадзор дал нам предписание заменить двери в электрощитовых помещениях на полностью металлические. А это пять дверей. Надо было 125 тысяч рублей. Где их взять? Уже вынесли решение суда. Мы под честное слово нашли фирму, которая согласилась поставить двери. Они появились. А деньги управление образования до сих пор не перечислило.
И так везде. Знаете, что вообще не финансируется в школах? Хозяйственные расходы – от текущих ремонтов до оборудования в столовых, мебели для детей и педагогов, инструментов, спортивного снаряжения, благоустройства территории около школ, мероприятий, охраны, медикаментов, питьевой воды и прочего. Больше сотни наименований! И откуда это все берется? От родителей. Я была депутатом Думы города и прекрасно знаю, какой процент реально составляют родительские пожертвования от общей суммы финансирования образования. Одну треть. И без этой трети нам не выжить.
– Но ведь ни для кого не секрет, что пожертвования могут быть разными. Где-то две тысячи рублей, а где-то пятнадцать-двадцать. Но если раньше родители могли выбирать по средствам, куда отдать учиться ребенка, то теперь их этого лишили, распределив по месту жительства...
– В нашей гимназии размер пожертвования утвержден управляющим советом. Это 10 тысяч рублей. Плюс оплата ежемесячных взносов 500 рублей. На что идут эти деньги? Надо понимать – гимназия это не школа. Это учреждение совсем другого типа. У нас есть эстетическое отделение, полностью бесплатное, где можно научиться играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, сочинять стихи. Где вы такое видели? Во дворцах культуры берут по полторы тысячи рублей в месяц за занятия. Кроме этого, мы сотрудничаем с вузами. Возим туда детей на стажировку. И снова бесплатно. У нас самые современные технологии, материально-техническая база, социально-психологическая служба, валеологический центр со специалистами медицинского профиля, дошкольное отделение, действует программа «Здоровье». В какой средней общеобразовательной школе все это есть? Вы спросите учеников инновационных учебных заведений, готовы ли они перейти в общеобразовательную школу, где дети всех возрастов учатся в одном здании, ходят в один туалет, носятся по одному коридору? А может, ради того, чтобы учиться в первую смену, они в школу уйдут? Да неправда! Любой родитель, если он думает о будущем ребенка, готов хоть в третью смену его учить, но в учреждении с повышенным уровнем образования.
Кстати, чаще всего задумываются об этом как раз небогатые люди. Именно они желают ребенку лучшей доли и готовы вложиться в его образование. В районе, где находится гимназия, живут разные семьи. И ни один управляющий совет не будет принудительно взыскивать с ребенка из малообеспеченной, многодетной или приемной семьи полную сумму пожертвований. В школах не изверги работают. Мы просто пытаемся выжить, а не обобрать родителей. Об этом я говорю честно. Хоть нашим родителям, хоть управлению образования, хоть прокуратуре. Пока в стране не изменится ситуация с финансированием образования, мы вынуждены собирать деньги. С мелом и указкой сегодня никого не научишь.
– Бюджет совсем никак не помогает?
– Помощи из бюджета до некоторых пор не было. Два года назад дали 3 миллиона на ремонт электрики. По предписанию пожарных в связи с аварийной ситуацией в «Орленке». 900 тысяч выделили на ремонт зала, в котором провалились полы и прогнил потолок. В этом году по федеральной программе «Школьное питание» дали деньги на ремонт кухни. 100 тысяч рублей в прошлом году поступило от ОАО «АЭХК». И все. Но тем не менее это уже шаг вперед. Я помню, как была депутатом. Все меня спрашивают – почему не выделяла деньги своей гимназии? Потому что в других учреждениях еще хуже. В школе №25 стояли тазы с водой в коридорах. Как можно было их бросить? Мы все – и инновационные и самые простые – нуждаемся в помощи. И государство должно это понять. А делить детей – не выход. Они не должны быть заложниками ситуации.