В последнее время в средствах массовой информации и в Интернете часто поднимается тема родительских пожертвований в детских садах. Про финансирование садов и родительскую лепту в этом деле сказано немало. Это, к сожалению, благодатная тема для любителей спекуляций. Суть их публичных выступлений обычно сводится к ультиматуму: местная власть должна обеспечить дошкольнику бесплатное образование, финансирование садов полностью лежит на муниципалитете. Так в законе сказано. Все правильно, по закону мы много чего должны иметь. Например, капитально отремонтированный жилищный фонд перед тем как его начали приватизировать. А еще школы и детские сады, к зданиям и техническому состоянию которых у надзорных органов нет претензий. Это в идеале. А в реальности мы живем на те средства, что у нас есть. Федеральная власть забирает у территорий в виде налогов 70 процентов средств, которые зарабатывает эта самая территория. На оставшиеся 30 процентов мы и живем. Как говорится, ни в чем себе не отказывая. Поэтому местная власть может себе лоб разбить от усердия и желания сделать жизнь города лучше, но в ее распоряжении ровно столько, чтобы на очень скромном уровне осуществлять свои обязательные полномочия. Нет сегодня в бюджете района полтора миллиарда, которые надо бы потратить на ремонт школ и садов. Нет дополнительной сотни миллионов, чтобы полностью обеспечить все потребности детских садов.
Что же касается родительской помощи, этот вопрос родился не вчера. И даже не 20 лет назад. Могу привести пример из своей жизни. В конце 60-х мой папа, чтобы устроить меня в ясли, два месяца белил группы в детском саду. Приходил каждый день после работы и махал малярной кистью. В одиночку выбелил садик. Это был вступительный, так сказать, взнос. А потом были бесконечные ремонты детсадовских игрушек, мебели и хозинвентаря. При этом родители были счастливы: ребенок устроен в сад, да еще рядом с домом… Сегодняшний родитель браться за малярную кисть не спешит. Гораздо проще сброситься деньгами – ведь каждая семья хочет, чтобы их малыш находился в комфортных условиях, а не довольствовался тем минимумом, который предоставляется бесплатно за счет местного бюджета.
В общем, родители всегда помогали садам. Сдавали деньги на косметические ремонты и приобретение игрушек, на моющие средства и канцелярию. Практиковались и вступительные взносы, причем немалые.
А где наличка, там непрозрачность и почва для недоверия и раздражения. Родитель, внося свои кровные, хочет быть уверен, что эти деньги идут на обеспечение комфорта его ребенку. Перечень этого комфорта должен быть конкретный и осязаемый. Например, собирали деньги на замену окон в группе или приобретение магнитолы для занятий. Будьте добры именно это и приобрести. Но так бывает не всегда. Перед родителями не отчитываются как положено, или предоставляют общую безликую информацию. Людей это раздражает. Но жалуются единицы, остальные молчат, опасаясь репрессивных мер со стороны детсадовского начальства.
Для оздоровления ситуации руководством районной власти были предприняты следующие меры. Во-первых, были проведены многочисленные встречи с родителями, на которых эти вопросы обсуждались. В результате родилось Положение об оказании дополнительной поддержки образовательным учреждениям Ангарского муниципального образования. В соответствии с этим единым для всех документом родительские пожертвования оформляются только через типовой договор, в котором все четко прописано: на что именно даются деньги, в какой срок это должно быть реализовано. Не выполнены условия договора – верните деньги родителю. Наличный расчет исключается. С Положением под роспись ознакомлены все заведующие, этот документ с разъяснениями должен быть доведен до родительских комитетов каждого детского сада, а также до всех родителей – Положение должно быть на видном месте в каждой группе. Суть этого документа проста: считаешь нужным, имеешь финансовую возможность – помоги. Принуждать, обязывать никто не имеет права.
Если эти требования нарушены, разбираться с каждым фактом незаконного взимания родительских средств будет специально организованная для этих целей временная рабочая группа. Такой орган создан постановлением от 13 марта и.п. мэра АМО. Председатель этой рабочей группы – депутат Думы АМО Олег Тюменев, заместитель – и.п. мэра Светлана Кажаева. Также в ее состав входят депутат Александр Куранов, первый заместитель главы администрации Евгений Гулин, начальник управления образования Лариса Лысак, начальник юротдела аппарата Думы АМО Галина Вазанова.
Первое заседание рабочей группы состоялось на прошлой неделе. Рассматривались два заявления от граждан. Предварительно с каждым случаем разбирались в управлении образования. На комиссию в администрацию были приглашены все стороны, в т.ч. руководители дошкольных учреждений, о которых шла речь в заявлении граждан.
В первом случае факт, изложенный заявителем, подтвердился в полном объеме. Родительские пожертвования в МДОУ №62 не оформлялись через договор пожертвования, а вносились наличкой, о чем свидетельствует представленная копия платежной ведомости. Во время разбирательств заведующая детским садом №62 написала заявление по собственному желанию и была уволена. «Практика, которая не определена Положением, должна быть прекращена. Виновных будем наказывать рублем и лишением рабочего места, – прокомментировала итоги разбирательств Светлана Кажаева. – Работать будем по каждому заявлению, для этих целей и создавали рабочую группу. Каждый руководитель должен ознакомить свой коллектив с требованиями Положения, довести эту информацию в полной и доступной форме до родителей. Родители могут помогать. Но заставить их это делать никто не вправе. Независимо от того, на какие цели учреждению нужны деньги. Если это срочный ремонт, пусть управление образования выходит на Думу, будем изыскивать средства. Если это плановый ремонт – в порядке очереди. Это решаемые вопросы».
Ситуация со вторым заявлением оказалась более сложной. Информация, изложенная в письме родителя, в целом не подтвердилась. Из четырех перечисленных учреждений, которые якобы посещал ребенок и в которых родители были вынуждены платить заведующей, педагогу-дефектологу за занятия с ребенком, имеющим инвалидность, – в трех садах он вообще не был. Эти факты подтверждены документально. Ситуация с ребенком оказалась вопиющей: сегодня мальчику 7 лет, ему поставлен диагноз «глубокая умственная отсталость», воспитанием ребенка занимается отец, который, в свою очередь, имеет вторую группу инвалидности по психическому заболеванию. Судьбой этого ребенка должна озаботиться опека и органы социального обслуживания населения, – к такому выводу пришла рабочая группа.
Если ваши права родителя нарушены, если в детском саду, игнорируя существующее Положение, вас принуждают сдавать деньги, просим обратиться с заявлением в управление образования, администрацию АМО (кабинет №43, тел.: 52-23-99) либо на сайт www.angarsk-adm.ru
Ирина Сутырина
(материал предоставлен пресс-службой aдминистрации АМО)