В апреле в городе началась выдача проездных билетов на дачные маршруты. О том, как будет организована в этом году доставка ангарчан на садоводческие участки, читателям «Свечи» рассказали генеральный директор ОАО «Автоколонна 1948» Сергей Шарков и экономист муниципального казенного учреждения администрации АМО «Служба муниципального хозяйства» Татьяна Гришанова.
– Самый первостепенный вопрос, конечно же, волнующий всех: когда поедем?
Сергей Шарков: Старт дачным автобусам будет дан 1 мая. Получить проездные на май можно с 10 по 15 апреля. Льготные категории граждан могут получить проездные билеты на автостанции, в управлении социальной защиты населения, в поликлиниках городской больницы №1, БСМП, МСЧ-36, в магазине «Надежда»; работники «Ангара-курьер» доставят билет на дом по заявке, сделанной по тел.: 52-22-22. Пенсионеры, не попадающие под действие льгот, установленных федеральным и региональным законодательством, могут обратиться за получением проездного документа в МФЦ (84 кв-л) и на автостанцию
– Сколько в этом году будет стоить льготный пригородный проездной?
Татьяна Гришанова: Льготники, пользующиеся правом бесплатного пригородного проезда, за билет не платят. А вот обычным пенсионерам придется немного потратиться. Для них проездной будет стоить 30 рублей.
– За что взимается эта сумма?
Т. Г.: За изготовление самого билета. Все поездки по нему оплачивает местный бюджет. В этом году на перевозку дачников-пенсионеров в бюджет АМО заложено 10 миллионов 200 тысяч рублей на пять месяцев садоводческого сезона.
– Сани, как говорится, готовь летом, а телегу – зимой. Готовы ли сейчас все участники процесса к дачным перевозкам? В каком состоянии дороги, решены ли наболевшие многолетние проблемы?
Т. Г.: Дороги должны быть отремонтированы до 30 апреля. Однако, как и ранее, это касается только дорог Ангарского района. Усольский район вне нашей компетенции.
С. Ш.: Автобусы у нас готовы. В этом году на линию выйдут 80 ЛиАЗов. Это чуть больше, чем в прошлом. Так, в 2011 году, ангарчан возили 77 автобусов. В 2012-м – еще меньше.
– Уверены, что 80 автобусов хватит, чтобы перевозить всех желающих? В прошлые годы люди жаловались, что ехать приходится как сельдям в бочке!
Т. Г.: В этом году администрацией района был серьезно пересмотрен муниципальный заказ на маршруты. Так, мы провели анализ ситуации и выяснили: есть рейсы, изначально не пользующиеся популярностью. Например, дневные. А вот утренних и вечерних рейсов не хватает. В этих автобусах всегда давка. Поэтому сейчас произошло смещение рейсов в расписании на более удобное время, а также добавлены новые рейсы.
С. Ш.: На уже работающих пригородных маршрутах можно оценить удобство этого нововведения. Так, на маршруте №105 Ангарск – Савватеевка в выходные вместо рейса на 11.45 от автостанции ходят два автобуса – на 10.50 и на 11.40 (соответственно назад эти автобусы идут в 12.10 и в 13.00). В Одинск по будням добавлен рейс на 13.40 от автостанции (из Одинска выходит в 14.30), в Архиреевку в выходные пойдет еще один автобус на 10.20 от автостанции (в 11.40 он выезжает из Архиреевки).
– И тем не менее из года в год проблема переполненности автобусов решается не до конца. Больше всего страдают жители юго-западной части города, до которых автобусы от автостанции доходят уже полными. Часто транспорт вынужден проезжать мимо остановок, потому что не в состоянии посадить пассажиров. Что-то изменится в этом году?
С. Ш.: Я хорошо знаком с этой проблемой. И на самом деле считаю это, как бы обидно ни звучало, результатом избалованности ангарчан. Во всех городах пригородные автобусы идут только от автостанции. А до нее надо добраться городским транспортом. И только в Ангарске людей приучили к тому, что пригородный автобус, как городской, собирает всех по остановкам. Мы думали, что ангарчане смогут перестроиться и поедут на автостанцию. Но ошиблись. В этом году будем решать проблему по-другому. Теперь на нескольких остановках будут дежурить пустые автобусы, а водители полных транспортных средств, проезжая мимо «квартальских» остановок, будут давать им сигнал. Не все люди вошли? Подъезжайте! Надеюсь, что такой выход будет оптимальным для всех.
– Как решается проблема протяженности маршрутов? В прошлом году многие дачники жаловались, что не могут доехать до своих участков на автобусе. Например, особенно тяжело было садоводам с острова Ясачный, из садоводства «Электротехник». Автобус доезжал только до границ садоводств (в которых до полутора тысяч участков!), и людям порой приходилось идти до дач несколько километров. В этом году проблема решена?
С. Ш.: В садоводствах «Электротехник» и на острове Ясачном автобус в этом году пойдет по проселочной дороге через садоводства. Постарались председатели и сами садоводы – они за прошлое лето расширили дороги и оборудовали для автобуса в конце маршрута разворотные площадки. Так что теперь идти пешком не придется.
– Немало жалоб ежегодно поступает и на то, что часть дорог в период перевозок закрывает ГИБДД. В прошлом году некоторые садоводы не смогли вовремя произвести посадки из-за того, что автобусные рейсы до их дач были закрыты. Почему это произошло и как избежать повторения ситуации в этом году?
С. Ш.: В прошлом году часть дорог была временно закрыта ГИБДД по причине неготовности к сезону перевозок. Сколько таких дорог в АМО? Много. В 2011 году ГИБДД признала негодными около трети пригородных дорог. По ним было запрещено ездить на автобусах. Также причиной закрытия были плохие погодные условия. Например, в апреле прошлого года прошел сильнейший снегопад. Из-за него пострадали дороги, и, как следствие, люди не смогли вовремя выехать на дачи.
– Говоря о пригородных перевозках, мы уже почти подсознательно представляем пассажиров в виде бабушек-льготников. Но на самом деле это не так. На дачу ездят и работоспособные пассажиры, которые оплачивают проезд. Но при этом они вынуждены ездить стоя, в постоянной давке. В других городах есть коммерческие пригородные автобусы без льгот. А у нас?
С.Ш.: Мы в прошлом году пытались ввести такие рейсы. Но отказались от этой идеи. Причина не в отсутствии спроса. Многие пассажиры (особенно с детьми) хотели бы ездить в нормальных условиях, сидя. Но для этого нужны автобусы. А вот тут проблема – набрать целый ЛиАЗ платников не удается. Значит, автобус будет работать в убыток. Нужны автобусы средней вместимости. Только они чаще всего рассчитаны на городские дороги. КАвЗы, выпущенные нами на линию в прошлом году, не выдержали эксплуатации на пригородных дорогах. А «убитый» автобус платники своими билетами не оправдают. Так что в этом году думаем, делать ли альтернативу с табличкой «льгот нет». Если и пойдем на это, то только на маршрутах с хорошими дорогами. А их под Ангарском пока немного.