Немногочисленные ангарские памятники знает каждый горожанин. Ну, или кажется, что он их знает. Ленин на площади – раз, стела с голубями у Музея Победы – два, бронзовый солдат в 95 квартале – три. Есть памятник декабристам и «крылья» в районе 1 квартала. И еще несколько малых архитектурных форм: волк из мультика, сурок, бык и толстая тетка... Вот, кажется, и все.
Ан нет. Добрая половина наших читателей удивится, узнав, что в нашем городе есть второй памятник Ленину – огромная голова, по размеру уступающая лишь памятнику вождю мирового пролетариата на центральной площади Улан-Удэ. Кстати, бурятская голова Ильича занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная в мире, высота ее – 7 метров 20 сантиметров. Материал – бронза. Вес – просто страшно себе представить...
У ангарской скульптуры габариты чуть скромнее. Высота без постамента – 3 метра. Вес – почти 16 тонн. Зато вместе с постаментом она намного выше улан-удэнской.
Но почему скульптура не стала одной из местных достопримечательностей? Причина кроется в местоположении ангарского Ильича – он находится прямо перед зданием управления ОАО «АЭХК». Чтобы узнать все о памятнике, мы встретились с его создателем – скульптором Анатолием Осауленко.
Анатолий Кузьмич каждую свою работу помнит, как ребенка. Вот и этот «малыш» остался в памяти, в сердце и в фотоархивах.
Идея создания памятника принадлежит первому директору АЭХК Виктору Новокшенову. Анатолий Осауленко вспоминает, как в 1971 году Виктор Федорович проводил в ДК «Современник» традиционную выставку произведений художников и скульпторов. Был среди них и Анатолий Кузьмич. После выставки всех ее участников пригласили в буфет. Наш герой оказался не промах. Взял да и попросился на комбинат на работу!
Виктор Федорович культуру и искусство любил. Но абы кого на работу не брал: «Есть у меня постамент. Надо к нему Ленина сделать. Сделаешь – возьму тебя на работу!» Анатолий Осауленко загорелся: «Посмотреть бы на фронт работы!»
«А вот это нельзя, – ответил легендарный директор. – Секретный объект. Постамент стоит на промплощадке». «А как же работать?!» – оторопел скульптор. Директор ответил: «Дадим тебе все размеры. Делай».
Вот так и ваял Ильича молодой скульптор. Вначале сделал по представленным комбинатом размерам рабочую модель в масштабе 1:100. Как сейчас вспоминает художник, ему показалось, что скульптура похожа на надгробие. Думал-думал и придумал... знамя позади Ильича. «Ленин – это наше знамя» – таков был девиз работы. Рабочее знамя большого производства, железобетонное!
Свою модель скульптор показал Новокшенову. Тому понравилось. Но директор – не последняя инстанция. В 1972 году для установки любого памятника требовалось разрешение парткома. И так, и эдак разглядывали необычного Ленина товарищи из парткома. В итоге дали добро. Комбинат всегда был генератором необычных технических идей. Почему бы и Ленина не «усовершенствовать»?!
Скульптора взяли на работу. Выделили ему место в цехе, где стояли трактора. Анатолий Кузьмич вспоминает, что цех был длинным и очень узким, а потому разглядывать работу со всех сторон было очень тяжело. Но на условия он не жаловался: тепло, светло, и зарплату Виктор Федорович положил приличную – 200 рублей в месяц (рабочие тогда получали по 120 рублей). Так что дни работы над скульптурой Анатолий Кузьмич вспоминает с большой теплотой. Вначале гигантскую голову вылепил из глины. Ее привозили огромными емкостями по два с половиной кубометра каждая. Директор оценил масштаб. Виктор Федорович был уверен – именно в Ангарске будет установлена самая большая в стране голова Ильича. В 1973 году громом среди ясного неба для него стала новость – в Улан-Удэ скульптор Нерода закончил монтаж головы Ленина большего размера. Но переделывать было уже поздно.
Ангарская голова Ильича не из бронзы отлита, а сделана из бетона и арматуры. Первоначальное «место жительства» – тот самый постамент, установленный... у заводской столовой.
Конечно, рабочие поначалу были в легком шоке от памятника такого масштаба прямо на площадке, да еще у общепита.
Не понравилось место расположения Ленина впоследствии и самому Виктору Федоровичу. Причиной было и соседство со столовой, и сам постамент. Тут сказался тот факт, что скульптор его не видел. Трехметровая голова на четырехметровом постаменте смотрелась некрасиво. И даже знамя не улучшало общего впечатления.
Спустя два года директор комбината принял решение «депортировать» Ильича к комбинатоуправлению. Тут его и гости предприятия будут видеть, и рабочие, и инженерный персонал. Как вспоминает Анатолий Осауленко, новое место для памятника искали долго. В конце концов остановились на площади возле Доски почета, в окружении великолепных елей.
Изваяли новый, семиметровый, постамент. Так Ленин стал высоким и очень стильным.
Одно подводило Ильича – слезы. Ветераны комбината вспоминают: Ленин у комбинатоуправления всегда... плакал. Анатолий Осауленко утверждает – образование капель связано с материалом, из которого сделан памятник. Бетон легко впитывает воду. И если на голове вождя вода под солнцем быстро высыхала, то в глазных впадинах скапливалась – издалека казалось, что Ленин плачет.
Виктор Федорович, как вспоминает автор памятника, даже нервничать начал, глядя на «зареванного» вождя революции. «Ну что мне с ним делать?!» – спрашивал он у автора. Тот предложил скульптуру покрасить. После покраски Ленин плакать перестал – белое покрытие не пропускало воду.
Интересно, что «электролизный» вождь пережил все смутные годы, когда советские памятники на предприятиях демонтировали один за другим. Например, на территории АНХК или ТЭЦ вы Ильичей уже не найдете. А на электролизном комбинате Ленин стоит. Причины разные. И закрытость предприятия, и то, что работа авторская, уникальная (такие памятники законом было запрещено сносить), и любовь работников предприятия к своей «голове».
Скульптуру Ленина высотой 11 метров и весом 16 тонн регулярно моют, красят, клумбу перед ней засаживают цветами. И сносить самый большой и при этом самый неизвестный памятник Ангарска никто не собирается. Сегодня это предмет гордости заводчан и память о том времени, когда величие города и производства создавал великий человечище, старавшийся сделать здесь, на своей новой малой родине, все самое лучшее, самое необычное, самое заметное на уровне страны. Виктор Новокшенов – герой нашего города, который сам давно достоин памятника.
И вот тут пожилой скульптор вздыхает. На кладбище, на могиле легендарного директора АЭХК, человека, построившего пол-Ангарска, стоит простая двухметровая металлическая пирамида. Пирамидки чуть меньшего размера делали на АЭХК для всех своих ушедших работников. А так хотелось бы создать настоящий памятник человеку, сделавшему столь много для нашего города!
Анатолий Осауленко говорит, что готов взяться за эту работу абсолютно бесплатно – просто из уважения к Виктору Федоровичу. Главное – согласовать место установки памятника и найти средства на материал. Это невеликие труды и невеликие деньги! В Ангарске есть улица имени Виктора Новокшенова. Одним концом она упирается в парк ДК «Современник», где первый директор очень любил прогуливаться. А еще в «квартале» есть замечательный скверик около музыкальной школы №2, где растут настоящие, оставшиеся еще от вековой тайги сосны. Почему бы не установить здесь такой важный для Ангарска памятник? Не волку, не быку, не голой тетке – Человеку с большой буквы!
Администрации города есть над чем подумать. Есть повод для размышлений и у руководства АЭХК. Комбинат уже отметил 50 и 55 лет. Но о человеке, который возглавлял его более 30 лет, так и не вспомнили. Пора наверстать упущенное. 11-метровый монумент не нужен. Нужна просто память. Которую сохранят наши дети и внуки. Ради этого и стоят на земле памятники!