К акции «Библионочь» Ангарск присоединился в прошлом году. Тогда в читальном зале Центральной городской библиотеки от закрытия библиотеки и до полуночи говорили исключительно о поэзии, причем делали это современно и креативно, как умеют библиотекари нашего города. «Библионочь-2013» прошла еще на большем подъеме, во многом за счет темы этого года и состава участников, 80 процентов из которых были людьми молодыми. Еще бы – ведь 19 апреля в библиотеке речь шла о литературе хоррора, а проще говоря, об «ужастиках».
На первый взгляд, странно: что привлекательного могут найти в подобной литературе библиотекари, люди по большей части с классическим образованием, воспитанные на Толстом и Чехове? Однако оказалось, что это прелюбопытнейший жанр, обладающий даже своеобразным терапевтическим эффектом, поскольку произведения, которые мы к нему относим, позволяют выплеснуться накопленным и запрятанным где-то внутри эмоциям. Может быть, поэтому многие люди любят, чтобы их пугали?
Собственно этим и занимались наши уважаемые библиотекари (надо сказать, что на этот раз в подготовке «Библионочи» принял участие весь коллектив ЦГБ). «Страшилки» начались с самого порога, возле которого в угрожающей позе стоял трехметровый скелет, составленный из воздушных шаров. Черные балахоны ведущих – неутомимых Натальи Меньшиковой и Ларисы Тихоновой – и голоса, которым они успешно придавали «загробные», леденящие кровь интонации, полностью отвечали духу вечера, который освободившиеся от предубеждения библиотекари назвали «О бедном ужастике замолвите слово».
В самом деле, с проявлениями литературы хоррора мы знакомы буквально с пеленок. Вспомните слова самой известной колыбельной: «Придет серенький волчок и укусит за бочок», – это ли не триллер? А потом – Баба Яга, сажающая детей в печь на лопате, «страшные» сказки братьев Гримм, которые в оригинале, оказывается, еще страшнее, чем в переводе. Кому из нас незнакомы детские страшилки про «пятно на обоях», «гроб на колесиках», «черную руку» и тому подобное, которые рассказывались заплетавшимся от ужаса языком и с сугубо воспитательными целями?
О постоянном присутствии в нашей жизни и об истории собственно литературы ужасов собравшиеся узнали много нового. Основой вечера была игра «Библиокэшинг, или Тайник в библиотеке», в которой участвовали 13 старшеклассников (число, естественно, выбрано не случайно). Они шаг за шагом приближались к сокровищнице, выполняя всевозможные задания: разыскивая «книжных червей» по всему залу, составляя страшилки, отвечая на вопросы «ужасной» викторины.
Остальные тем временем в качестве зрителей участвовали в «страшном» аукционе, учились своими руками создавать всевозможные обереги от нечистой силы, поочередно ходили с библиотекарем-сталкером в самые потаенные уголки библиотечного хранилища, держась за веревку и вздрагивая, когда между темных стеллажей загорались чьи-то глаза или появлялись туманные силуэты «забытых» людей.
Здесь же работала выставка «УЖАСно интересных книг», по которым можно было составить себе достаточно полное представление о том, как развивалась литература хоррора во времени и пространстве. На одной из стен были вывешены работы ангарского художника Дмитрия Рогова, погибшего в ДТП в октябре 2011 года. Экспозиция «За гранью реальности», составить которую помогла супруга художника Елена, словно собрала иллюстрации для «УЖАСно интересных книг».
Гостями «Библионочи-2013» стали артисты народного театра «Факел», которые показали отрывок из «черной комедии» «Однорукий из Спокана», пронизанной ощущением того, что человечество активно занимается самоуничтожением. Музыканты из Центральной детской школы искусств Олег Мамаков и Эдуард Покровский обеспечили звуковое сопровождение вечера, наполнив зал звуками психоделической музыки. А венцом вечера стало торжественное сожжение на улице картонного ящика, куда участники «Библионочи» весь вечер сбрасывали записки со своими фобиями в надежде с помощью этого простого и надежного способа справиться со страхами.
С этого года «Библионочь» считается акцией международной. Новый формат проведения досуга в библиотеке завоевывает новых сторонников, исподволь пробуждая в них интерес к литературе. «Библионочь» пришлась по душе даже тем, кто подзабыл, для чего, собственно, нужны библиотеки. Что же говорить о тех, кто постоянно пользуется их услугами и знает, насколько они современны и разносторонни?