Татьяна Каргаполова – педагог высшей квалификационной категории детской школы искусств №2, заведующая отделом народной музыкальной культуры – относится к тем честным труженикам-энтузиастам, кто в последнюю очередь обращает внимание на официальное признание своих заслуг. Ей вполне достаточно, что в коллективе, который за 17 лет работы стал родным, ее любят и уважают, что ученики с радостью прибегают на занятия, а родители именно к ней ведут своих детей.
Под началом Татьяны Васильевны в школе – фольклорные вокальные ансамбли младших и старших классов, а также первый в Приангарье детский фольклорный театр. Несмотря на занятость, она находит время для исследовательской этнографической и методической работы, изучает народную педагогику.
По отзывам коллег, это добрый, тонкий, порядочный и интеллигентный человек, который потрясающе умеет ладить с детьми, раскрывая, как цветок, каждого своего воспитанника. Благодаря ее ученикам каждый народный праздник в школе превращается в настоящее торжество: на Святки они обходят учебные классы с колядками и пожеланиями, на Масленицу угощают блинами. А как поют!
Перечислить награды, полученные учениками Татьяны Васильевны на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, в газетном формате просто невозможно. Коллективы занимаются и просветительской деятельностью. Татьяна Каргаполова вместе с участниками фольклорного театра «Кудеса» осуществила два десятка театрализованных постановок и фольклорных обрядовых праздников (не только общеизвестных, но и забытых), увидеть которые смогли более тысячи юных ангарчан.
– Татьяна Васильевна, почему ваш выбор пал именно на народное творчество?
– Начнем с того, что это наша история. Если человек забудет настоящую историю своей страны, историю ее культуры, как он сможет существовать? Мы постоянно в поиске, находим и пытаемся воплотить в жизнь какие-то новые идеи вместо того, чтобы обернуться назад и хорошенько вглядеться в свое прошлое. Сейчас любят говорить о патриотизме, а ведь любовь к Отечеству изначально заложена в народной культуре. Патриотизм, трудолюбие, доброта были когда-то главными критериями человеческой личности. Куда все это делось? Отношение к нашему национальному сегодня, мягко говоря, несколько приниженное. Отодвигая народное творчество на второй план, стесняясь исконных русских песен и танцев (есть и такое!), отказываясь от фольклора, мы и себя не уважаем, и от своей России-матушки отворачиваемся.
– Когда фольклорные произведения впервые появились в вашей жизни?
– Я думаю, судьба исподволь вела меня к моему предназначению. Любовь к народному творчеству сформировалась еще в детстве. Мой папа родом из Украины, и каждое лето мама отправляла нас туда погостить. Под Киевом есть большая красивая деревня Белая Церковь, где на праздник Ивана Купалы проходили обряды в таком точно виде, какими они были в языческие времена. Мы всегда принимали в них участие, я помню: венки плели и бросали в реку. Наверное, благодаря этим детским впечатлениям я и вышла на свою дорогу.
– А когда вы поняли, что заниматься народным творчеством – ваше предназначение?
– Далеко не сразу. Это теперь я понимаю, что судьба привела меня туда, куда и было нужно. Музыкальное училище я закончила по классу фортепиано, решила получать высшее образование в Улан-Удэ. А в академии культуры как раз открыли новую специальность – руководитель народного хора. Мне такая перспектива показалась интересной. С нами занимались замечательные педагоги, которые привили нам любовь к народному творчеству, понимание значимости народной культуры. И, уже отучившись, мы – трое студентов из Ангарска – стали развивать в своем городе то, что в нас вложили. Я тогда работала во Дворце творчества детей и молодежи, где и создала первый фольклорный коллектив – в городе ничего подобного не было.
– Сегодня вы руководите ансамблями «Зернышко» и «Полянка» и фольклорным театром «Кудеса» – уникальным, не имеющем аналогов в Иркутской области коллективом. Как у вас получилось создать такое чудо?
– У меня всегда было тяготение к театрализации. Я включила ее элементы в защиту своей дипломной работы, восстановила с детьми святочный и троицкий обряды, когда работала в школе искусств №4. Народная песня тоже имеет элементы театрализации, но от театра она далека. Когда дети включены в театральное действо, они становятся более раскрепощенными, более эмоциональными. Идея детского фольклорного театра пришла давно, но создан он был в середине двухтысячных с помощью средств гранта Губернского собрания общественности. «Кудеса» – это песня, танец, игра на народных музыкальных инструментах, собственно театр – все вместе. В постановки мы включаем также обрядовую куклу, предварительно изучаем ее, учимся делать. Получается не одно направление развития детей, как в обычном фольклорном коллективе, а целый комплекс – полное погружение в атмосферу народного творчества.
– Декорации и костюмы для спектаклей вы тоже делаете сами?
– Получается, как в поговорке: «и швец, и жнец, и на дуде игрец»! Может быть, поэтому мне так нравится моя работа. Это не только интересное, но и емкое занятие, все время открываешь для себя что-то новое, постоянно учишься, и руки без дела не остаются. При изготовлении народных костюмов разных эпох мы стараемся учитывать их территориальные особенности, и, надо заметить, на областных выставках прикладного творчества наша коллекция костюмов, как и коллекция обрядовых кукол, не раз получала признание. Когда появился театр, пришлось осваивать технологии режиссерской профессии. Сценарии для постановок пишу сама, включая в них подлинные народные произведения. Пытаюсь собирать по деревням фольклор, но скоро ехать в деревни за песнями или танцами будет бессмысленно. Носителей подлинной народной культуры уже почти не осталось, сказывается и то, что народ в Сибири пришлый, глубоких корней нет. Теперь уже во многом от моих учеников зависит, узнают ли о фольклорных сокровищах следующие поколения.
– В общении с детьми вы пользуетесь методами так называемой «народной педагогики», формировавшейся веками. Каковы результаты?
– Не раз замечала, что наши ребятишки отличаются от других. И прежде всего своей открытостью и эмоциональностью. Они становятся отзывчивее, добрее, коммуникабельнее. Согласно принципам народной педагогики старшие всегда опекают младших. В «Кудесах» занимаются разновозрастные дети, и, когда они поют или играют вместе, старшие всегда отвечают за младших – в том числе и в наших многочисленных поездках. А младшие перенимают у старших опыт. Главная наша цель – сохранить народную культуру, чтобы она не канула в лету, нам нельзя этого терять. Для этого я и работаю.