Директор школы №36 Александра Наваренко вернулась из интереснейшей командировки, посетив, пожалуй, самое необычное учебное заведение в России – лицей №1 города Железногорска в Красноярском крае. Увиденное там Александра Николаевна анализирует до сих пор. И есть над чем задуматься. Результат лицея ошеломляющий: из двух выпускных 11 классов – 20, а иногда и 25 медалистов! Причин тому множество. Но основная – гендерное, а проще сказать, раздельное обучение мальчиков и девочек.
Возможно ли создать в отдельно взятой школе, в отдельно взятом городе этакий аналог старинного Института благородных девиц или Царскосельского лицея? Оказалось, возможно!
Лицей №1 города Железногорска – практически ежегодный победитель различных конкурсов федерального уровня. В том числе и конкурса «Школа Росатома». Дело в том, что сам Железногорск – закрытый город с населением 90 тысяч человек. И единственное градообразующее предприятие является производством уранового цикла. Так что именно Росатом оплатил двум ангарским директорам школ поездку на обучающий семинар в это титулованное учебное заведение.
Удивило, по словам Александры Наваренко, все. Во-первых, конечно же, закрытость города. Для того чтобы туда приехать, пришлось за 45 дней подавать заявку на пропуск. Однако местное население вовсе не горюет по поводу такой закрытости. Мало того, недавно в городке проходил соцопрос, стоит ли «открыть» Железногорск. Почти все население высказалось «против». Удивительно, но люди не хотят менять сложившийся жизненный уклад даже на возможность съездить хоть раз в жизни за границу.
Плюсы «мини-СССР» в масштабах одного города как нигде хорошо заметны в школе. Здесь нет и просто быть не может асоциальных семей, детей, чьи родители пьют, не работают. В Железногорске такое просто невозможно. Не работаешь на градообразующем предприятии? До свидания. «За забор». Не увидишь здесь привычных нам китайцев, выходцев из ближнего зарубежья, бомжей. Основная масса взрослых и детей – представители семей со средним достатком. Кстати, именно по причине отсутствия социального расслоения среди жителей города в лицей здесь попадают не за деньги или по блату, и даже не по уровню знаний. А просто по месту жительства. Да-да. Вот прямо берут всех детей по микроучастку и делают из них 25 медалистов в год! Живущие на другой территории идут... в лицей №2. И тоже особо не горюют.
Все 22 года существования лицея №1 им руководит один и тот же директор, превративший простую школу в одно из лучших учебных заведений в стране. Как это получилось? Изначально ставка была сделана именно на гендерное (раздельное) обучение мальчиков и девочек.
Как же так, удивится кто-то? Что – одних в один лицей, других в другой?! Нет. Просто в разные классы – для девочек и для мальчиков.
По отработанной в железногорском лицее практике, предметы у мальчиков стараются давать вести педагогам-мужчинам. И уж тем более классными руководителями в классах у мальчиков ставят мужчин. Откуда их столько в школе? Директор приложил все усилия для того, чтобы набрать мужской коллектив. На сегодня в лицее работает более 30 педагогов-мужчин, что, согласитесь, для обычной школы, где педагогов мужского пола чаще всего двое – трудовик да физрук, – просто рай небесный!
По-разному преподаются и школьные предметы (кстати, программа здесь самая обычная). Александра Николаевна посетила множество уроков у мальчиков и у девочек и отметила очевидную разницу в изложении учебного материала. Удивительно, но, несмотря на принцип равенства полов, мозг мужчины и женщины все же по-разному воспринимает информацию. И это не вымысел, а наука! Только, конечно, ни в коем случае не следует соотносить это со способностями ребенка. То, что мальчики все сплошь технари, а девочки гуманитарии, чистой воды вымысел. Способности в той или иной сфере от пола не зависят. Отличие в том, как ребенок будет воспринимать учебный материал.
Одним из ярких примеров стал урок литературы. Девочки, изучая творчество поэта, читают его биографию, рассуждают о лирике, о том, как связана личность автора с его стихами, сопереживают несчастной любви и так далее. Мальчики, изучая эту же тему, проявляют минимум эмоций. Разбирают по пунктам биографию, выявляют основные события жизни автора. А потом читают и разбирают его стихи. С точки зрения литературоведения. Ямб, хорей и другие тонкости стихосложения для них интереснее, чем неразделенная любовь автора.
Для девочек вообще все науки преподаются более эмоционально. Включая точные – физику, математику, химию. А вот мальчишкам нужны спокойные рассуждения. Зато на физкультуре парни так «выпускают пар», что спортзал ходит ходуном. Для девочек же физкультура особая, женственная. Понятно, что и уроки труда здесь ведутся раздельно. Причем даже в начальных классах – мальчики клеят машинки, а девочки шьют мягкие игрушки. И у родителей нет вечной проблемы обычных школ: «Ах, почему моего мальчика заставляют вышивать бисером!» Бисер здесь отдан на откуп девчонкам. А мальчишек воспитывают как будущих мужчин.
Самое интересное, что на переменах мальчики и девочки все же видятся. Малыши бегают в одном коридоре, ну а старшеклассники, бывает, и нежные чувства друг к другу проявляют. Как в обычных школах. Но на уроки снова идут врозь.
Правда, почувствовать себе кавалером или дамой ребята вполне могут и после уроков. Дело в том что железногорский лицей прикреплен к местной (кстати, единственной) художественной школе. И при поступлении ребенка в лицей родители пишут сразу два заявления о приеме – в лицей и художественную школу. Так что на протяжении всего периода обучения занятия фактически ведутся в две смены. Утром – учеба, после обеда – обязательные для всех бальные танцы (вот вам школа для дам и кавалеров!), предметы из цикла обучения рисованию, игра на музыкальных инструментах и прочее. Здесь уже занимаются все вперемешку – и мальчики, и девочки.
Кстати, из 25 медалистов тоже половина мальчиков, половина девочек. И показатели качества сдачи ЕГЭ у обоих полов примерно одинаковые. Чем, кстати, были немало удивлены приехавшие перенять опыт лицея директора, ведь в большинстве школ медали получают в основном девчонки.
Ну и конечно, большое значение имеет социальный статус города и семей, которые в нем живут. Лицей поддерживает градообразующее предприятие, родители, в подавляющем большинстве озабоченные судьбой своих детей, тесно сотрудничают с лицеем.
Интересно, что многие выпускники этого учебного заведения «налево» и «направо» после сдачи ЕГЭ не стремятся. Чаще всего, несмотря на высокие баллы, они не покорять столицы отправляются, а едут учиться в Красноярск, после чего возвращаются работать в свой маленький закрытый город.
В чем разгадка? По-видимому, именно в менталитете городка, до сих пор живущего, как при советской власти. Сталкиваясь с жестокими реалиями нашего мира, местная молодежь предпочитает ему закрытый город с небольшими зарплатами, но при этом с лучшим в стране образованием и человеческим отношением друг к другу.
Чему же можем научиться у железногорского лицея мы? Александра Наваренко уже всерьез рассматривает возможность внедрения на базе своей школы №36 гендерного обучения. А почему бы и нет? Мальчиков и девочек по месту жительства хоть отбавляй (школе в этом году определили достаточно большой микроучасток). Так почему бы не учить их раздельно? Пока такой проект, конечно, только в планах. Требуется согласовать программы и, конечно, привлечь в школу педагогов-мужчин, без которых «мальчиковая» часть программы просто не может быть реализована. Есть рядом художственная и музыкальная школы. Так, может, реально из обычных детей по месту жительства сделать целый класс медалистов?!