Когда мы с вами получаем дозированную и противоречивую информацию о причинах нынешнего неудовлетворительного состояния ангарских городских дорог, о конфликте городской власти с некой дорожно-ремонтной фирмой ДСК-156, о причинах постоянных «наездов» городского прокурора на администрации Ангарска и Ангарского района, мы должны знать и понимать главное – все это надводные верхушки одного громадного айсберга под названием «Ангарский муниципальный пирог».
Как кромсался этот пирог в 2000-х годах, многие ангарчане читали в цикле статей под общим названием «Украденный город». К сожалению, читали далеко не все и прочитали далеко не всё. К еще большему сожалению, всё, что там было рассказано (как банкротились прибыльные муниципальные предприятия, как растаскивалось муниципальное имущество, как пилился муниципальный бюджет и т.д.), остается актуальным и по сей день.
«Как? – недоуменно спросите вы. – Власть сменилась, нет Канухина, Козлова, Михайлова – и все по-прежнему, все по-старому? И Жуков туда же? А ведь он обещал, мы ему поверили! Нет в жизни правды…»
Минуточку терпения, я совершенно ни в чем не обвиняю Жукова. По той простой причине, что я ему верил и продолжаю верить, чего никогда не скрывал и за что несу всю полноту ответственности. Ни сам Владимир Жуков, ни его сыновья, ни члены его команды в городе и районе ни копейки из казны не крадут, землю и имущество не разбазаривают. А наоборот – изо всех сил пытаются наш город реанимировать и направить его на путь развития.
Проблема в том, что власть, особенно муниципальная, может далеко не все. И очень часто наталкивается на серьезное противодействие. Особенно когда эта власть объявляет войну сложившейся коррупционной системе и тем более если реально начинает заниматься ее демонтажом. Именно такая ситуация сложилась в Ангарске в период 2010-2013 гг. Чтобы понять, как работала и продолжает работать система «Украденный город», нам придется в очередной раз вернуться к истокам ее зарождения. Ситуация, как мне представляется, развивалась примерно так.
В роли «отсекатора»
Ангарск – город довольно молодой, к тому же, в отличие от того же Иркутска, с ярко выраженным промышленным преобладанием в своей экономике и инфраструктуре. Несмертельный износ жилищного фонда, инженерных коммуникаций, большое количество коммерчески интересных зданий не один год привлекали внимание разномастных бизнесменов и «криминального элемента». Стабилизация экономики страны (начиная с 2000 года) сделала привлекательным для них и собственно бюджет муниципалитета. Объединив усилия, слившись воедино, две группировки («коммерсанты» и «бандиты») создали будущую «команду», которая и пришла в 2002 году к власти. Именно тогда и началась реализация проекта «Украденный город». Позже к проекту «присоседились» VIP-чиновники из администрации Михайлова. С результатами воплощения проекта «Украденный город» в жизнь вы могли ознакомиться в одноименном цикле статей, размещенных в газете «Аргументы недели» (2009-2010 гг.).
Коррупция, хищения, махинации, должностной подлог – все это было включено в стройную систему, в единый сбалансированный криминально-коммерческий проект. На первом этапе основным источником личного обогащения было муниципальное имущество. Банкротились муниципальные предприятия, распродавались здания, помещения, оборудование, техника и т.д.
Но любое имущество конечно и невосполнимо – продал, получил откат, а что дальше? Лакомых кусков год от года все меньше. Единственным неиссякаемым источником остается бюджет. «Команда» четко просчитала, что главным источником сверхдоходов может и должна стать система жизнеобеспечения города – содержание жилищного фонда, система ЖКХ, содержание и ремонт городских дорог, благоустройство города. Каждое из направлений финансируется ежегодно сотнями миллионов рублей – классная кормушка. И они впились в нее, как пиявки…
Город постепенно превратился в своего рода криминальную «мини-империю» со своими законами по понятиям и соответственными структурными отношениями. Но, чтобы «империя» жила долго и счастливо, а «система» работала бесперебойно, нужно силовое прикрытие. Идеальным многопрофильным прикрытием должна была стать прокуратура. Именно на этом принципе, полагаю, и строилась будущая «мини-империя». Обладая поистине неограниченными полномочиями, прокуратура может санкционировать или инициировать любое репрессивное действие, но точно так же может и заблокировать любой акт, мешающий реализации проекта. Соответственно, все личные и коллективные обращения в адрес прокурора города, буквально кричащие о беспределе, который творила «команда» в Ангарске, можно было заботливо и навсегда отправлять «в стол». Туда же складывать и многочисленные результаты проверок. Той же КСП, например. То есть смею предположить, что до 2010 года нашей прокуратуре в этом проекте отводилась довольно пассивная, хотя и очень ответственная роль «отсекатора».
Не спи – замерзнешь!
Ситуация резко изменилась, когда к власти пришел Владимир Жуков. Первые опасения у «команды» он вызвал, заняв пост председателя городской Думы. Слишком уж прыткий, на систему замахнулся – надо прыти поубавить. Нанеся серьезный удар по бизнесу Жукова и сместив его с поста спикера гордумы, «империалисты» на время успокоились – потенциальный противник обескровлен и деморализован. Даже когда он публично объявил «команде» войну и запустил цикл «Украденный город», они особо не насторожились. Чем бы ни тешился…
Выборы 2010 года показали, что «империалисты» явно недооценили потенциал Владимира Жукова. Хотя они попытались максимально усложнить его приход к власти, отменив прямые выборы мэра АМО. Не сработало – Жуков выиграл выборы дважды, став сначала районным депутатом, а затем главой района. И приступил к борьбе с коррупцией уже с позиции власти, с позиции силы.
Но и у «команды» оставались достаточно мощные ресурсы. Во-первых, силовое прикрытие со стороны отдельных должностных лиц в прокуратуре и правоохранительных органах. Во-вторых, основные финансово-материальные ресурсы, как я уже писал выше, были сконцентрированы в городе. А городская администрация к тому времени уже прочно срослась с «командой». Леонид Михайлов публично заявил, что они с Андреем Козловым в одной лодке. И «империалисты» взялись массированно защищать последний бастион своей «империи». Используя все тот же испытанный инструмент воздействия – городскую прокуратуру. К сожалению для них, они сконцентрировались на одном из направлений стратегии Жукова – на процедуре объединения АМО в округ, – резонно полагая его генеральным. Понимая, что, если выборы главы округа состоятся, в них, безусловно, победит Владимир Жуков, они всячески саботировали этот процесс. В качестве инструмента саботажа выступили городские депутаты прошлого созыва и «оппозиционеры» в районной Думе. Прокуратура исполняла свою роль – подтверждала законность тупикового варианта (выделение Ангарска из района) и отказывала в законности единственно приемлемого и реализуемого варианта – объединения всех муниципалитетов района в единое образование. В этих действиях прокурора я также усматриваю скрытый саботаж процесса ликвидации «двоевластия» в АМО.
Саботаж удался, но «командиры» опять «проспали»: целенаправленно занимаясь ликвидацией «двоевластия», Жуков спокойно пошел на выборы главы Ангарска и так же спокойно их выиграл. Более того – в гордуму прошло большинство, поддерживающее Владимира Валентиновича.
Второй удар по «империи» был нокаутирующим, но не смертельным. Систему невозможно уничтожить одним или несколькими ударами, порочную машину нужно системно демонтировать. Именно этим и занялся Жуков, став главой города и сохранив контроль над районом. Но чтобы демонтаж был эффективным, необходим сквозной комплексный анализ всех муниципальных структур, многие из которых «по совместительству» стали институтами «империи зла».
Обращаться в профильные государственные надзорные органы (обязанные бороться с коррупцией) бесполезно – через своих представителей они надежно вмонтированы в ангарскую систему «Украденный город». Пришлось создавать собственную структуру – отдел контроля и внутреннего аудита. Мониторинг еще не закончился, но общая картина удручающая: коррупционная бацилла проникла почти во все сферы городской инфраструктуры. Каленого железа не напасешься…
Наш пострел везде поспел
Следует понимать, что отставка формального руководства города или района совершенно не означает, что ликвидирована та система, которая создавалась при их непосредственном участии. В большинстве своем это простые взяточники, получившие свой куш – кто меньший, кто больший. Львиную долю прибыли от реализованных коррупционных схем получают их теневые архитекторы. Кто может представить, что все эти иезуитские схемы «обезжиривания» Ангарска придумали, например, Козлов или Михайлов? Алехина с Чернышовым стратегами уж точно не были. Еще господин Котов постоянно мелькает, но он лишь оборотистый посредник. Здесь чувствуется другой уровень, руководство процессом «из тени». Формальная власть ушла, «теневики» остались. У них есть деньги, много денег, но им надо гораздо больше. Именно для этого им и нужен Ангарск.
А раз деньги у них есть, значит, остались инструменты воздействия на власть. Любую власть – городскую, областную, в какой-то части – федеральную. В Ангарске главным инструментом их воздействия мне видится все тот же наш вездесущий прокурор. Но сейчас, как мне представляется, его задачи изменились. На сегодня городской прокурор может представлять, пожалуй, единственную дееспособную, наделенную полномочиями структуру, встроенную в «имперскую» систему. Поэтому все атаки на Жукова и его администрацию отныне будут проводиться, полагаю, преимущественно через городскую прокуратуру.
Поэтому я лично не вижу никакого противоречия в том, что наш прокурор массированно обложил предписаниями те действия администрации Жукова, на которые в бытность администрации Михайлова он вообще не обращал внимания. Причем количество этих предписаний, предостережений, протестов и т.д. растет в геометрической прогрессии. С начала года их было 187, а только за неполный май городской администрации выписано уже 81 «нарекание». А для пущей острастки на Жукова сыплются как из рога изобилия липовые уголовные дела, которые активно заводятся, но так ничем и не заканчиваются, хотя в ход идут все подручные средства, включая детектор лжи. Странные люди – никак не могут понять, что Жукова пугать разве что себя тешить. Но только лишь «угрозой пальцем» наш прокурор ограничиваться не собирается. Сегодня с его подачи заблокированы счета администрации, департамента по экономике и финансам, ДЖКХ, через которые в городе осуществляются все без исключения работы по ремонту и содержанию дорог и благоустройству города. То есть мы не можем сегодня ни покрасить хоть одну лавочку, ни установить хоть одну детскую игровую площадку, ни поставить хоть одну заплатку на дороге или внутриквартальном проезде, ни собирать мусор с тротуаров и вдоль дорог. На жизнеобеспечивающую деятельность администрации Ангарска наложено «вето». Все сходится на том, что из инструмента «прикрытия» прокурор превратился в инструмент «возмездия».
Для чего это все делается? Главным образом, для дискредитации Жукова в глазах ангарчан. Поэтому репрессивные действия прокурора сопровождаются массированными информационными атаками через прессу и Интернет. Мол, Жуков много чего обещал на выборах, а сам ничего не делает. Мол, деньги Жуков и сыновья уже рассовали по карманам, и на дороги ничего не осталось. Тем временем с легкой руки нашего прокурора деньги, направленные депутатами на ремонт дорог и благоустройство города, мертвым грузом лежат на арестованных счетах городской администрации и, соответственно, не могут быть использованы по назначению.
Кроме того, саботаж и блокировка работы новой власти нужны «реваншистам», чтобы затем через суд предъявить администрации Жукова обвинение в бездеятельности и требовать ее принудительной отставки. Отставки, конечно, не будет, но главная-то цель не в этом – просто на этом фоне поднимется информационный вой с целью опять же дискредитации власти в глазах населения.
Итак, как вы поняли, «командиры» явно не собираются оставлять Ангарск в покое. Десять лет они взращивали полукриминальную «империю», оттачивали коррупционные схемы до совершенства, а этот выскочка Жуков за два с половиной года разрушил ее почти до основания…
Короче, «теневики» готовят реванш, во всяком случае, очень на него надеются. Но для этого им надо если не устранить Жукова, то, по крайней мере, уронить его рейтинг до нуля. И важнейшая роль в этом процессе отводится, надо полагать, нашему городскому прокурору.
И последнее. Как вы успели заметить, говоря о городском прокуроре, я не персонифицировал его с определенной фамилией. И это не случайно. Лично я считаю, что создателей «империи» особо не интересовало, кто конкретно возглавлял на тот момент городскую прокуратуру. У них было предложение, от которого никто не сможет отказаться. В начале 2000-х подобного рода отношения выстраивались намного проще…
Справедливости ради отметим, что проект «Украденный город» зарождался не при нынешнем прокуроре Дмитрии Погудине, а при его предшественнике Андрее Некрасове, нынешнем заместителе прокурора области. Мне представляется, что в истории ангарской «империи» Некрасов сыграл гораздо более существенную роль, нежели Погудин, который, по имеющейся информации, является ставленником Андрея Александровича и постоянно им курируется. Любопытно, что практически на все запросы и обращения из Ангарска в адрес областного прокурора ответы приходят за подписью именно Некрасова. Хотя замы за конкретными территориями в прокуратуре не закреплены. Чем вызвано особое внимание Некрасова к Ангарску, думаю, всем понятно. «Под крышей дома моего…»
Что же касается нашего прокурора Погудина, то его я самостоятельной фигурой не считаю, он явно человек ведомый, инструмент в полном смысле этого слова (кто его ведет по линии прокуратуры, полагаю, мы выяснили – но это не единственный рычаг управления). «Вляпавшись в политику», сегодня Погудин пытается уворачиваться от ответственности, перекладывая ее на своих замов. Во всяком случае, в последнее время угрожающие «письма счастья» в адрес городской администрации он старается лично не подписывать. Чует кошка…
Тем не менее у меня к Дмитрию Погудину накопилось немало вопросов, и они будут заданы. Много чего хорошего сделано прокуратурой в отношении садоводов, собственников жилья, городского и районного хозяйства и т.д., и т.п. Много за что хочется спросить с него.
И еще. Похоже, назревает необходимость начать новый цикл публикаций – например, «Украденный город-2». Так что продолжение вскоре последует.
Александр Пашков, депутат Думы г. Ангарска
Материал предоставлен пресс-службой города Ангарска