Время – ночь. Место – торжественные залы Ангарского музея часов. Действующие лица – ангарчане, служители муз и любители культурного отдыха. А поводом для того, чтобы собраться вместе, послужил профессиональный праздник работников музеев, отмечаемый 18 мая. Вернее, в ночь с 18 на 19 мая, ибо вот уже 11 лет, как в нашей стране этот праздничный день плавно перетекает в не менее праздничную ночь – «Ночь в музее».
Наш город присоединился к всемирной акции в 2009 году, причем Музей часов стал первым в области, продлившим свой рабочий день еще на несколько часов. И поэтому 18 мая 2013 года он по праву отмечал маленький юбилей – 5-летие музейной ночи. Каждая из этих пяти ночей в музее была посвящена определенной теме, ни разу не повторившейся. На этот раз ангарчане побывали в «Театре пространства и времени» – все четыре части праздничной ночной программы были объединены темой театра.
Экскурсия, которую по традиции провела директор МАУК города Ангарска «Городской музей» Нина Крылова, была приурочена к 105-летию со дня рождения Павла Курдюкова, энтузиаста-собирателя, чья коллекция легла в основу музейной экспозиции. Зрители вместе с экскурсоводом листали страницы истории Музея часов, то заглядывая в семейный фото- и видеоархив Курдюковых, то слушая воспоминания людей, лично знавших Павла Васильевича и его супругу Ульяну Яковлевну: его внучки Екатерины, заведующей экспозиционным отделом Алены Васильковой, которую Павел Курдюков, когда она еще была школьницей, погладил как-то по голове, возможно, благословив таким образом на долгую музейную деятельность, часового мастера, родственника и ученика Павла Курдюкова Валентина Мандро. Нина Кузьминична рассказывала истории отдельных экспонатов, которые не канули в Лету благодаря порой только нескольким строкам из переписки основателя музея или счастливым встречам в его стенах с людьми, имевшими к ним прямое отношение.
Ночная экскурсия имеет свои прелести – из-за необычной подачи материала в непривычной обстановке он воспринимается по-другому и усваивается в несколько раз лучше. И кажется, что часы отбивают время в те моменты, когда это почему-либо нужно именно им, отмечая особенно удачный словесный оборот или наиболее ценное воспоминание.
По крайней мере во время спектакля «Плутни Скапена», показанного юными актерами театра «Родничок» в «живых декорациях» интерьера XVIII века, бой часов раздавался весьма кстати, в самые ключевые моменты представления. Несмотря на то, что играть пришлось «на носу у зрителя», как выразился режиссер театра Тагир Хамитов (залы музея, естественно, проигрывают в площади сцене Дворца творчества детей и молодежи, где обычно играют ребята), спектакль прошел с огромным успехом и при полном аншлаге.
К третьей части ночной театральной программы количество зрителей заметно поредело – до полуночи оставался час. Музыкально-поэтический театр «Образы и звуки Серебряного века» погрузил публику в атмосферу начала XX века – стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматовой читала Ирина Евдокимова, представ в образе дамы того времени – томной, с тягучим туманным выговором, в длинных струящихся одеждах. По временам казалось, что ей не хватает только изящного мундштука с тонкой сигаретой – настолько точным было попадание.
Пианистка Наталья Морозова и вокалистка Ирина Сараева, старшие преподаватели факультета музыкального образования Восточно-Сибирской государственной академии образования, познакомили собравшихся в зале с музыкой современного композитора Сергея Слонимского, на создание которой его вдохновили стихи этих двух великих поэтов. Надо сказать, что людям, привыкшим к классике и даже современной эстраде, трактовка поэтических образов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой последователем Альфреда Шнитке показалась, мягко говоря, несколько неожиданной.
Но все – в том числе праздничное настроение – вернули на свои места театральные фантазии в стиле «ретро» от инструментального ансамбля «Виваче» и вокального ансамбля «Миниатюра». С помощью фортепиано, скрипки, флейты и трех мелодичных голосов преподаватели Центральной детской школы искусств напомнили зрителям песни 70-80 годов и мелодии из любимых, сотни раз виденных, разобранных на цитаты кинофильмов. Несмотря на то, что их выступление закончилось около часа ночи, под эту музыку точно никто не уснул, напротив: публика подпевала, отвечала на вопросы «советских» викторин, пританцовывала и даже обеспечивала музыкальное сопровождение, когда вокалистки раздали собравшимся маракасы, погремушки и другие самозвучащие ударные инструменты.
Встреча закончилась на мажорной ноте. Самых стойких ожидал фуршет с шампанским, после которого несколько заботливо вызванных администрацией музея такси развезли участников музейной ночи по домам.