На прошлой неделе в Ангарском музее часов открылась выставка фарфора из частной коллекции Андрея Наширбанова. Экспозиция, представленная жителем Усолья, имеет особую художественную, историческую и материальную ценность. Фарфоровые изделия, собранные коллекционером, произведены на Хайтинской фабрике в разные годы прошлого и даже позапрошлого столетия. Фабрика славилась особым – белым, почти прозрачным – фарфором, изысканной отделкой посуды и сувениров и имеет собственную, очень интересную, историю.
Добыча белой глины в местечке Голубичник (в 120 километрах от Иркутска) велась с конца XVIII века. Зимой ее гужом возили на Тельминский и Тальцинский стекольные заводы. В 1850 году зажиточный крестьянин Данила Перевалов приобрел в оброчное содержание на сорок лет месторождение белой глины. В результате выгодного промысла Данила с братьями расширили свое хозяйство – в 1865 году они на арендованных землях на левом берегу реки Хайта (впадает в Белую) построили мельницу и стали мукомолами. Получая прибыль от продажи муки и сбыта глины, они вскоре вошли во вторую гильдию иркутских купцов.
О добываемой ими глине стоит сказать особо. В Голубичнике находились богатейшие глубинные залежи сырья необычайной белизны. Уникальные свойства глины, беложгущейся, с высокой связывающей способностью, чистотой кварца, добываемой на Байкале, позволяли изготавливать из нее красивую и прочную посуду. Братья Переваловы не преминули воспользоваться этим и вскоре открыли сначала кустарное производство гончарной посуды, а затем и ставшую впоследствии знаменитой фарфорово-фаянсовую фабрику, позже переименованную в Хайтинский завод. Прекрасное качество хайтинского фарфора, его ослепительная белизна помогли продукции Переваловых завоевать рынок. Вскоре во многих семьях на столах стояли хайтинские кружки, тарелки, миски, кувшины и даже самовары из фарфора. Переваловы стали привлекать на производство лучших мастеров России, расписчиков из Новгородской области, глиномесов Императорского фарфорового завода. Вскоре на Хайте стали выпускать различные сувениры, вазы, детские игрушки, оформление изделий стало более сложным, замысловатым. Мастера не только украшали посуду рисунком, но и делали на ней различные надписи в виде пословиц и поговорок.
Изделия из хайтинского фарфора были удостоены множества наград на выставках и ярмарках. Вот как писали об изделиях фабрики Переваловых эксперты много лет спустя: «Старый Хайтинский фарфор на редкость белый и прозрачный, иногда напоминает молочное стекло, он имеет свою особую пластику и силуэт. Сохраняя округлость и мягкость общего керамического свойства, он не был одинаково тонок по всей поверхности, его формы были живыми, меняющимися, имели вдох и выдох».
Последний из Переваловых был убит возле своего дома в 1907 году, а после революции фабрику национализировали и началась новая история хайтинского фарфора. Он известен большинству из нас прежде всего серийными выпусками посуды. Особенную популярность имел сервиз «Еловая шишка» – характерный рисунок был прост, но он включал в себя сибирские мотивы, что во все времена было очень значимо для местного производителя.
Сейчас судьба завода является неопределенной. Производство фарфора практически не ведется, при этом ведется множество разговоров о необходимости возрождения завода, его былой славы. Пока суд да дело, сотрудники областного Художественного музея решили вывезти с заводского склада уникальную коллекцию хайтинского фарфора. Им удалось сделать это с большим трудом – руководство предприятия препятствовало экспроприации изделий, ссылаясь на то, что экспонаты коллекции являются эталонными образцами продукции ХФЗ, без которых невозможно возобновление фарфорового производства. Дело рассматривается в суде, а сотрудники Иркутского областного музея уже в скором времени готовы представить на всеобщее обозрение уникальную коллекцию, долгие годы пылившуюся на складе. Ее без преувеличения называют фарфоровой сокровищницей Сибири.
Тем интереснее знакомство с частной коллекцией фарфора, выставленной сейчас в Музее часов. Благодаря Андрею Наширбанову ангарчане имеют возможность первыми увидеть это собрание изделий из удивительного по своей красоте и свойствам фарфора. Сам Андрей увлекся хайтинским фарфором года четыре назад. У него случайно оказалась небольшая фарфоровая кружка, сделанная еще в эпоху Переваловых. «Она привлекла меня своей белизной и тонкостью стенок, – рассказывает коллекционер. – На свет она казалась прозрачной. Кружка, созданная более 100 лет назад, по-прежнему красиво играет красками и притягивает взгляд своей ослепительной белизной. Она и положила начало моей коллекции. Начав собирать хайтинский фарфор, я увидел, насколько интересны и многогранны посуда, сувениры, вазы, игрушки. Сейчас в моем собрании свыше сотни разных экспонатов, изготовленных в разные периоды работы завода. О хайтинском фарфоре можно рассказывать бесконечно. Очень жаль, что фабрика, созданная в царские времена, пережившая революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны, практически прекратила существование в наше время».
Андрей Наширбанов признается, что семья не сразу разделила его увлечение фарфоровым собирательством. Коллекция пополняется с немалым трудом, но зато имеет свойство удивлять и восхищать всех ценителей красоты. И поэтому сейчас главным помощником Андрея является жена Марина, а также многие родные, друзья, знакомые и коллеги. Выставка «Музыка сибирского фарфора» будет работать в Музее часов на протяжении всего лета – найдите время своими глазами увидеть это чудо белоглиняной Хайты!