В конце апреля в нашем городе произошло событие, которое не осталось незамеченным для тех, кто годы своей молодости провел вдали от дома, работая на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В городе был создан Союз первопроходцев и строителей магистрали.
В 70-80 годы тысячи разных людей со всех уголков бывшего Союза съезжались в глухую сибирскую тайгу, чтобы принять участие в стройке века. Среди них было немало тех, кто сейчас проживает в Ангарске. Однако сейчас, спустя несколько десятков лет после тех событий, никто не может назвать точное количество ангарчан – строителей БАМа. Впрочем, председатель Союза первопроходцев и строителей БАМа Любовь Звягинцева уверена, что стоит только бросить клич, и бывшие комсомольцы, строившие магистраль, вновь соберутся вместе.
«Уверена, что бывших БАМовцев не бывает! – говорит Любовь Михайловна. – Такие люди навсегда остаются инициативными, открытыми для всего нового, легкими на подъем. Четыре десятка лет назад они, оставив привычный образ жизни, поехали покорять непроходимую тайгу. Комсомольцы, романтики, первопроходцы! И сейчас никто из них не вспоминает плохие условия жизни, холод, мошку, трудную тяжелую работу. Зато в памяти остались песни у костра, художественная самодеятельность, вечера в кругу друзей. Сама я приехала в Северомуйск в 1982 году. По специальности бухгалтер, но тогда работала везде, где доверяли. Потом стройку стали сворачивать, началось сокращение тоннельщиков, а вместе с ними отпала надобность во многих сопутсвующих подразделениях и отделах. Но судьбе было угодно, чтобы я снова оказалась на БАМе. В девяностые приехала жить в поселок Магистральный. Как раз грянули голодные перестроечные годы, на севере люди не жили, а выживали. Было очень трудно, но и эти трудности оказались по силам. Вот уже более 10 лет я живу в Ангарске, но до сих пор с теплотой вспоминаю годы своей жизни на БАМе – там и сейчас живут многие друзья, родные, знакомые, а главное – там живет моя юность».
Любовь Звягинцева намерена объединить всех ангарских БАМовцев в Союз первопроходцев. Первая такая общественная организация была создана в Магистральном, потом ячейки выросли в Шелехове, Братске, Улькане. Ангарск тоже подхватил общественную инициативу. В администации АМО уже состоялась первая встреча инициативной группы. «Я разместила объявление, мне многие позвонили по нему. Встретиться договорились на площади Ленина, – рассказывает Любовь Михайловна. – Придя на место, я сразу «вычислила» своих – по глазам, по лицам, незнакомым, но таким узнаваемым. Разговорились и стали вовсе родными. Конечно, у каждого за плечами своя жизнь, свои воспоминания о работе на объектах БАМа, но и общего много. В первую очередь, непризнанность государством. Страна, позвавшая нас на стройку, со временем просто забыла о первопроходцах. Строители магистрали не имеют каких-либо социальных льгот и прав, они отдали стройке немалую часть своей жизни, труда, здоровья, но взамен не получили даже внимания к себе. Объединение должно помочь нам в отстаивании своих прав на получение достойной пенсии, социальной поддержки, в первую очередь, возможности получать необходимое лечение. Союз будет существовать в статусе общественной организации, но и в этом качестве его члены должны быть услышаны органами местного самоуправления и властей разного уровня. Только совместными усилиями появится возможность оказывать практическую помощь ветеранам-первостроителям».
В следующем году исполнится 40 лет с начала строительства БАМа. Любовь Звягинцева и ее помощники планируют выйти на городскую власть с инициативой проведения целого ряда мероприятий, приуроченных к этой дате. Уже запланированы вcтречи со школьниками и студентами, которым будет интересно узнать историю строительства железнодорожной трассы, пересекающей 11 крупных рек (всего на ней построено 2230 больших и малых мостов), проходящих 200 железнодорожных станций, более 60 городов и поселков страны. Кроме того, в планах инициативной группы создание в Ангарске музея величайшей стройки 20 века, где будут представлены экспонаты и фотографии тех лет, документальные свидетельства участников возведения БАМа. Страницы истории Байкало-Амурской магистрали полны общих и личных трудовых подвигов, сам масштаб стройки в непроходимой тайге, в гористой местности, в тоннелях до сих пор впечатляет современников. Очень важно отдать дань уважения строителям магистрали, являющимся главным достоянием БАМа. В настоящее время Любови Звягинцевой уже удалось собрать вокруг себя два десятка единомышленников. Всех остальных строителей БАМа, проживающих в Ангарске и желающих вступить в Союз первопроходцев, просят позвонить по телефону: 8-924-6-260-735.