Открытие экспозиции картин из фондов Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева в выставочном зале Ангарского городского музея (Музей минералов по ул. Глинки) без преувеличения можно назвать главным культурным событием Ангарска этого лета. Впервые жители нашего города получили возможность познакомиться с оригиналами полотен живописцев XVII-XIX веков. Экспозиция носит название «Западноевропейская живопись» и объединяет 30 работ художников Голландии, Франции, Италии, Германии, Чехии, работавших в разных техниках и жанрах несколько веков назад. На открытии выставки, состоявшемся 21 июня, присутствовали заместитель директора областного музея по научной работе Татьяна Огородникова и заместитель директора областного музея по хранению Анна Парфененко.
В том, что в выставочном зале представлены именно оригиналы картин, сомнений нет. Отколовшиеся фрагменты старых, со сложным узором и объемной позолоченной лепниной рам, разбежавшиеся морщинками по полотнам трещинки на краске, витиеватые автографы авторов... Спустя столетия после своего рождения картины предстали перед нами, чтобы рассказать разные истории из жизни Западной Европы XVII-XIX веков. Здесь можно увидеть типичные образцы салонного портрета и колоритные сцены военных сражений, религиозные сюжеты по библейским мотивам и романтические пейзажи. Известный парижский живописец второй половины XIX века Поль Луи Нарцисс Гроллерон оставил потомкам масштабную работу под названием «Эпизод из франко-прусской войны 1871 года». Возможно, автор сам был участником или свидетелем военных событий, о которых написал картину, – ее отличают внимание к деталям и драматизм настроения. В традициях европейского психологического портрета XVIII века работал немецкий живописец Георг Вайсман. Сложность внутреннего мира человека он передает скупыми художественными средствами. Его «Портрет старика» поражает реалистичностью и эмоциональной наполненностью образа. Выступающий из темноты человек умудрен жизненным опытом и хранит немую печаль. Какие мысли терзали его? Он готов поделиться этим только с внимательным, вдумчивым зрителем, замершим перед картиной.
«Многие неправильно трактуют статус этой экспозиции, называя ее передвижной выставкой, – говорит Анна Парфененко. – Она собрана из картин, которые частично находятся в постоянной экспозиции нашего музея, частично в запасниках. Такое собрание полотен западноевропейских живописцев было специально создано для проведения выставок в двух городах области – Саянске и Ангарске. В прошлые годы Иркутский областной художественный музей им. Сукачева принимал у себя выставки полотен из Эрмитажа, Третьяковской галереи и других всемирно известных музеев. Однако в 2013 году мы решили сделать акцент на популяризацию коллекций нашего музея, привлечь внимание к его фондам жителей городов Иркутской области. Надо отметить, что картины музея редко покидают его стены. Они требуют особых условий хранения, транспортировки и экспозиции. Все это довольно сложное и затратное дело. Однако благодаря участию в проекте благотворительного фонда «Иркутский меценат» мы получили возможность открыть такую выставку в вашем городе. Все картины застрахованы, поскольку представляют большую художественную и материальную ценность».
Если о материальной ценности оригиналов картин европейских художников сотрудники областного музея не имеют права говорить согласно страховому договору, то об их художественном значении готовы рассказать немало.
Заместитель директора музея по научной работе Татьяна Огородникова готова рассказать внимательным слушателям не только об особенностях живописи разных европейских школ прошлых столетий, но и поведать об истории создания многих картин и о том, как они попали в музейный фонд. Присутствовавшие на открытии выставки зрители имели замечательную возможность стать участниками экскурсии, которую проводила опытнейший искусствовед областного музея, идейный вдохновитель представленной экспозиции. Каждую картину она рассматривает в контексте эпохи ее создания и царившего в то время живописного направления. Немалое значение для ее трактовки имеют личные жизненные перипетии самого художника и его художественные, религиозные и политические убеждения. Слушая увлекательный рассказ Татьяны Петровны, невольно думаешь о том, что главную ценность этим полотнам придают такие увлеченные живописью люди, как она, посвящающие себя бережному хранению и популяризации старинных работ известных и забытых художников прошлого.
Приглашаем ангарчан на выставку «Западноевропейская живопись» до 20 июля. Не упустите возможность познакомиться с картинами, пришедшими к нам из необыкновенной и противоречивой Европы XVII-XIX веков.