Имя Лидии Какаулиной хорошо известно тем, кто имеет отношение к театру «Чудак» – ведь именно здесь она работает с 1991 года. Режиссер обязательно произносит его со сцены, представляя участников отыгранного спектакля. Однако большинство зрителей, которые приходят посмотреть постановки старейшего в Ангарске народного театра, даже не замечают ее присутствия в «чудаковской» 11-й комнате. И лишь близкие к «Чудаку» знают эту скромную женщину, благодаря которой уже 22 года обретают жизнь здешние театральные действа.
Как такое может быть? Просто Лидия Ивановна – обладательница хотя редкой и важной, но очень незаметной профессии. Она светооператор, или, другими словами, художник по свету, обязанности которого начинаются с того самого волшебного момента, когда в театральном зале гаснет свет. Тогда от четкости ее работы зависит, пойдет ли все именно так, как задумал режиссер, все ли мысли будут доведены до зрителя, получится ли спектакль в целом. Вовремя дать свет на героя, правильно высчитать секунды затемнения, чтобы актер успел уйти за кулисы, – Лидия Какаулина делает все, от нее зависящее, чтобы непрочная театральная иллюзия не была разрушена. Оставаясь при этом за сценой, а вернее – за рядами зрительских кресел, где расположен световой пульт.
Сама Лидия Ивановна полностью соответствует своей профессии – она очень скромный человек, тяжело переносящий любой намек на публичность. На ее счету – световое оформление практически всех спектаклей «Чудака» начиная с 1991 года (сколько их было даже приблизительно, сказать затрудняется), работа с разными коллективами на театральных фестивалях, которые проводил и проводит театр, выполнение обязанностей художника по свету во всевозможных поездках театра прошлых лет. Об ее профессионализме хорошо знают в режиссерских кругах, и даже приезжие коллективы, которым довелось поработать с Лидией Ивановной, предпочитают, чтобы их спектакли снова и снова освещала именно она.
– Моей первой постановкой в «Чудаке» был спектакль абсурда «Ехай» по пьесе Нины Садур, – рассказывает Лидия Какаулина, – тогда его возобновили с новым актерским составом. Помню, что сначала ничего в нем не поняла, но с каждым следующим показом он становился мне все ближе, пока не стал одним из любимых. А таких у меня много: «Я пишу богу», «Стихия» – до мурашек, «Персидская сирень», «Сирена и Виктория» и другие, – это все постановки Леонида Беспрозванного. У Саши – Александра Говорина – очень нравятся вампиловские «Стечение обстоятельств» и «Прощание в июне», ну и, конечно, «Обломов». Он достойный ученик своего учителя.
До своего появления в «Чудаке» Лидия Ивановна работала электриком во Дворце культуры нефтехимиков. И по долгу службы занималась световым оформлением детских спектаклей и праздников, которые шли на большой сцене. Здесь-то ее и заметил режиссер «Чудака» Леонид Беспрозванный и позвал к себе, в 11-ю комнату. Видно, было в ее работе что-то особенное, чего не хотел упустить Леонид Владимирович. А Лидия Какаулина, в свою очередь, считает, что ей очень повезло в жизни – работать вместе с таким человеком.
Он же не позволил ей уйти из театра несколько лет назад, взяв с нее слово, что она будет работать здесь столько же, сколько и он сам. Теперь в «Нефтехимике» новое световое оборудование, управляться с которым гораздо легче. И, тем не менее, Лидия Ивановна время от времени начинает поговаривать о том, что пора уже ей уступить дорогу молодым специалистам. Но преемник Леонида Владимировича, Александр Говорин, не может представить за световым пультом никого другого, кроме нее. Ведь Лидии Какаулиной известны все традиции «чудаковской» театральной эстетики, да любят ее здесь, стараются радовать по каждому удобному поводу. И это чувство взаимно.
– Прихожу в театр только ради наших ребят-актеров, – признается Лидия Ивановна, – мне очень нравится, как они ищут образы, перевоплощаются. Их работой в спектаклях могу восхищаться бесконечно. А как весело у нас проходят дни рождения! И ведь все взрослые люди, у всех семьи, работа, а они в свое свободное время прибегают сюда, не могут жить без сцены. Ну и я без них тоже не могу.