На жалобы граждан по проблемам ЖКХ прокурор отвечает отписками
Сфера ЖКХ, которую метко окрестили «черной дырой», является проблемой номер один для страны. И наш город в этом смысле не исключение. Системные приписки, незаконное повышение тарифа, липовые отчеты управляющих компаний, их нежелание отчитываться перед собственниками многоквартирных домов за фактически сделанную работу и расходование денежных средств – увы, эта безрадостная картина знакома всем нам. В результате жилищный фонд ветшает, а граждане, платя свои кровные за воздух и понимая, что их обворовывают, идут жаловаться по всем инстанциям. Наверху тоже понимают глубину проблемы. О том, что в ЖКХ нужно наводить порядок, говорят с высоких трибун. Например, полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе В. Толоконский пишет в письме (№ А55-1484131 от 25 марта 2013 г.) к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко: «…обращаю ваше внимание на необходимость ужесточения контроля со стороны … органов местного самоуправления, органов прокуратуры, территориальных органов ФАС России за соблюдением установленного порядка определения платы за коммунальные и жилищные услуги. Проблема роста платежей для населения за услуги ЖКХ имеет особую социальную и политическую значимость. В связи с этим прошу поручить активизировать системную работу по обозначенным направлениям и проинформировать о принимаемых мерах».
Общественная палата Иркутской области в резолюции круглого стола «Организация работы системы ЖКХ на территориях муниципальных образований Иркутской области» от 10 апреля 2013 г. рекомендует прокурору Иркутской области «усилить контроль за деятельностью правоохранительных органов, муниципальных органов власти по эффективной организации работы системы ЖКХ и борьбе с коррупцией, продолжить практику проверки управляющих компаний с целью выявления нарушений и защиты потребителей (жителей)», а администрациям муниципальных образований, думам районов и городов в течение 2013 года, согласно закону Иркутской области 98-ОЗ от 29 октября 2012 года, создать органы муниципального жилищного контроля и обеспечить их эффективную работу.
Итак, проблему обозначили, задачу поставили – сфера ЖКХ должна стать прозрачной. Недобросовестные управляющие компании, неоднократно уличенные в приписках и прочих нарушениях, будут лишены возможности работать на рынке жилищно-коммунальных услуг. Это теоретически. А что из этого получается в действительности конкретно на территории Ангарска? Органы муниципального жилищного контроля созданы – это отдел внутреннего контроля и аудита (руководитель Ольга Жураковская). К слову сказать, на территории области такие отделы на сегодня есть только в шестнадцати муниципальных образованиях – и в Ангарске он образован в числе первых. Прокуратура в Ангарске имеется. Но работать в связке у этих органов не получается. Хотя попытка была. В апреле нынешнего года прокуратура обратилась в администрацию города, чтобы им в помощь выделили специалиста для проверки первичной бухгалтерской документации управляющих компаний. И даже план таких проверок прислали. Отдел внутреннего контроля и аудита, понимая нужность такой работы, отправил своих специалистов. Цель проверки – посмотреть движение денежных средств: сколько денег в управляющую компанию поступило и сколько средств перечислено в ресурсоснабжающие организации. Для ответа на эти вопросы необходимо документы получить, причем знать, что именно нужно запрашивать. С помощью работников муниципального контрольного органа составлены грамотные запросы, документация была предоставлена. Таких мероприятий было проведено два – по «ДОСТу» и «Жилкому». На этом интерес прокуратуры к совместной работе закончился. Хотя работы в этом направлении – воз и маленькая тележка. Поток обращений не прекращается, причем население Ангарска жалуется в основном на две управляющие компании – «Жилком» (директор Денис Торбеев) и «Жилищное управление» (директор Антон Телин). Граждане пишут в прокуратуру не для того чтобы рассказать о том, что наболело, они требуют дать правовую оценку действиям УК и вернуть собственникам похищенные у них обманным путем деньги. Оказывается, правды добиться можно – через суд. Прецедент, пока половинчатый, этому есть – имеется решение Ангарского городского суда в пользу собственников жилья, в котором действия УК по повышению тарифов (размера платы за содержание и текущий ремонт жилья) признаны незаконными. Решение суда есть, оно вступило в законную силу, но исполнительное производство по делу не возбуждено. Перерасчеты не произведены, людям деньги не вернули. Интересна в этой ситуации позиция прокуратуры – она выжидательная. Тем самым прокурор дает УК возможность обжаловать решение суда. А на это могут уйти месяцы и годы. И все это время ангарчане будут платить по незаконно завышенному тарифу. И таких обманутых в Ангарске – огромное количество. По аналогии закона всем пострадавшим от действий УК должен быть произведен перерасчет размера платы. Но этого не происходит именно потому, что прокуратура выступает в этой ситуации не арбитром и надзорным органом, а скорее адвокатом управляющих компаний. Отношения эти очень нежные – господ Телина и Торбеева прокурор Погудин окружил особым вниманием. Сам их более проверками не беспокоит и другим не дает. Причем делает это просто художественно. А именно, весь поток жалоб на управляющие компании прокурор теперь направляет к главе города Владимиру Жукову. Пусть глава разбирается, принимает меры и отвечает заявителям. Жуков не против – именно для этих целей и создавали отдел аудита и контроля. Но как только муниципальный контроль начинает проверку, его бьют по рукам. А именно возбуждают дела об административном правонарушении на главу города и начальника отдела внутреннего контроля по факту «самоуправства». Видимо, правильно проверять нужно было, не проверяя. Достаточно грамотной отписки, как это делает прокуратура. Но отписки людей не устраивают. Поэтому многие ангарчане теперь за защитой своих интересов в отношениях с УК идут именно в городскую администрацию, а не в прокуратуру – туда обращаться бессмысленно. Отдел внутреннего контроля и аудита разбирается не формально, а по существу в обоснованности этих жалоб. Жилищный кодекс дает ему такое право: если к проверке есть основания в виде жалобы физических, юридических лиц, проверка может быть проведена. При большом объеме работы, проверяемой документации и т.д. (в законе оговорены условия) проверка может быть продлена. Нужно особо подчеркнуть, что полномочий, которыми обладает в соответствии с 98-ОЗ муниципальный орган жилищного контроля, гораздо меньше, чем их имеет прокуратура. Та требует к проверке необходимый пакет документов и управляющая компания ей не откажет. Прокуратура имеет право при обнаружении состава преступления возбудить уголовное дело, привлечь виновного к ответственности.
В отличие от надзорного государственного органа отдел муниципального жилищного контроля не имеет полномочий возбуждать уголовные дела. Результаты проверки отдел направляет в прокуратуру, полицию для принятия ими правового решения. При проведении проверок сотрудники муниципального жилищного контроля не требуют, а просят предоставить необходимые документы. Как себя может повести в данной ситуации директор или бухгалтер УК? По-разному. Например, может попросту не открыть дверь и кричать из запертого кабинета, что документов не даст: «Не имеете права!» Примерно так и случилось, когда стали проверять работу «Жилищного управления». Оказалось, что из 194 проверенных домов, которые обслуживает эта компания, тариф незаконно повышен на 84 домах. Проверить досконально весь объем движения денежных средств, масштабы приписок проверяющим не дали.
В качестве примера приведу ситуацию с домом №24 88 квартала. Права обобранных жителей этого дома отстаивает председатель совета многоквартирного дома (мужчине 82 года). Весной этого года он обратился к прокурору Дмитрию Погудину с заявлением, подписанным также двумя членами совета МКД, в котором сказано следующее: «Получив ваш ответ от 06.05.2013 г. и ознакомившись с его содержанием на совете дома, мы были крайне удивлены тем, как орган, который по своему предназначению обязан зорко следить за исполнением законов, сам оказался не на высоте в этом вопросе.
В своем обращении к главе города от 04.06.2012 г., а затем трижды к вам мы сообщали о том, что УК «Жилищное управление» в своих отчетах по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД №24 за 2009, 2010, 2011 г.г., а теперь уже и за 2012 год указывает многие виды работ, которые на самом деле не выполнялись и собственникам дома по акту не сдавались.
В связи с вышеизложенным мы просили организовать комиссионную проверку УК «Жилищное управление» о наличии актов, подтверждающих достоверность выполненных работ и законность расходования денежных средств.
К последнему обращению в ваш адрес от 01.04.2013 г. был приложен акт комиссионной проверки, в котором отражено, что только за один 2011 год по дому №24 исчезла неизвестно куда сумма в размере 123668,33 руб.
Из этого есть все основания полагать, что УК «Жилищное управление» и в остальные годы вместо проведения своевременного планово-предупредительного ремонта общего имущества МКД №24 занималась созданием фальсифицированных отчетов, деньги собственников дома разворовывались.
УК «Жилищное управление» обслуживает в городе 194 дома, и если во всех домах таким же образом проводился так называемый «ремонт», то ежегодно более 30 миллионов денежных средств разворовывалось. А жилищное хозяйство с каждым годом ветшает и содержится в основном за счет аварийного обслуживания. Поэтому нас не может удовлетворить очередная безответственная чиновничья отписка, которая создавалась, не отрываясь от кабинетного кресла, на основе объяснений УК «Жилищное управление». В этой отписке утверждается факт, противоречащий статье 154 п.2 Жилищного кодекса. А про исчезнувшие 123668,33 руб. вообще нет ни слова. Это что, тоже основано на законе?
Уважаемый Дмитрий Михайлович! Учитывая вышеизложенное, мы требуем организации и проведения реальной проверки достоверности сведений в отчетах УК «Жилищное управление» с привлечением специалиста и участием заинтересованных сторон. Результаты проверки оформить соответствующим документом для привлечения к судебной ответственности виновных в разворовывании наших денежных средств».
Интересна дальнейшая судьба этого документа. На тексте заявления стоит несколько резолюций прокуратуры: поочередно он отписывался работникам Курдыбану, затем Крутоус, потом Обыденновой. Именно отписывался. Потому что в итоге никто из прокурорских разбираться с заявлением жителей дома №24 88 квартала не стал. Вместо этого первый заместитель прокурора направляет заявление председателя совета МКД главе города Владимиру Жукову с суровым сопроводительным письмом для «проверки доводов о несоответствии отчета УК «Жилищное управление» за 2012 год. О результатах проверки сообщить заявителю в установленные законом сроки». Во как! Самим сделать свою работу, видимо, слабо (это же напрягаться надо, лопатить большое количество документов, вникать в их суть) – гораздо проще спихнуть эту заботу главе города. На этом этапе история дома №24 получает уже трагикомический окрас. Сотрудники отдела внутреннего контроля и аудита городской администрации выехали на проверку, запросили необходимый пакет документов, который бы прояснил, как управляющая компания, например, умудрилась вставить новые окна в четвертом подъезде… трехподъездного дома №24, а также проверить множество других интересных фактов именно по этому дому. Нужных документов аудиторам не предоставили. Методы саботажа работники «Жилищного управления», начиная с его директора, применили самые разные. Например, не брали телефонную трубку, не открывали дверь, заявляли, что данного работника нет на месте, а «сметы вам ни к чему, мы не обязаны их вам предоставлять» и т.д. Но и этого управляющей компании показалось мало. Она обращается все в ту же прокуратуру за помощью – оградите нас от произвола городских властей, чего они нас вздумали проверять, не дайте им заниматься самоуправством и вмешиваться в нашу коммерческую деятельность. И вот тут господин прокурор встрепенулся, углядев в действиях Владимира Жукова и Ольги Жураковской нарушение законодательства, а потому возбудил в отношении них дело об административном правонарушении по факту «самоуправства». И в самом деле, не будут активность проявлять где не надо!
А как же требование федеральных властей навести порядок в сфере ЖКХ? Вопрос-то имеет особую политическую и социальную значимость! Ангарску в этом смысле закон не писан. Его жители, получаются, разной сортности. У господ Телина и Торбеева одни гражданские права, их интересы особо блюдет лично прокурор города. А у прочих жителей города, например, у 82-летнего пенсионера, гражданские права второй сортности. Все, что может сделать для этого товарища прокурор Погудин, так это предложить ему личную помощь в составлении жалобы на бездействие городских властей в вопросе контроля за деятельностью УК (такой факт имел место).
Вот, собственно, иллюстрация того, как благая задумка сделать прозрачной сферу ЖКХ, спускаясь с федерального уровня на муниципальный, выхолащивается и превращается в профанацию. Итог закономерен: люди не верят власти, а коррупция подменяет собой закон.
Ирина Сутырина,
депутат Думы города Ангарска (материал предоставлен пресс-службой администрации г. Ангарска)