Дети в школах учатся разные. Умницы и середнячки, отличники и троечники. Кто-то задачки, как орехи, щелкает, а кто-то крючком вяжет или песни поет. Каждому свое. Родители чаще всего склонности своего чада понимают и отдают его в ту школу, где ему учеба подходит по силам и способностям.
Однако от непредвиденных ситуаций не застрахован никто. Так, Андрея (имя мальчика изменено) родители пять лет назад отдали в школу №10. Мальчик умненький, да и жила семья совсем рядом – в 76 квартале. Начальную школу мальчик окончил без проблем. А в 5 классе серьезно заболел. Вначале пневмонией, потом менингитом. Долго лежал в больнице, затем восстанавливался дома. Пропустил 31 процент уроков математики. Итоговую контрольную мальчик написал на «два». Сделал работу над ошибками. Переписал контрольную. И снова «неуд».
Мама ребенка, Ольга Владимировна, пыталась изменить ситуацию, беседовала с педагогом. Но, по ее словам, учитель нацелен только на хороший учебный результат. То, что мальчик и без того психологически травмирован долгой болезнью и домашней ситуацией (в семье есть еще один ребенок – инвалид), педагог во внимание не приняла. Не дожидаясь конца учебного года, 20 мая, мама написала письмо в управление образования с требованием предоставить ее сыну возможность посещать психолога (его в школе нет) и учиться по традиционной программе (таковой в школе №10 тоже не наблюдается) по месту жительства.
На днях ей пришел ответ – письмо за номером 1379, подписанное начальником управления образования администрации АМО Ларисой Лысак. Как выяснилось, из параллели пятых классов два класса (5«а» и 5«б») учатся по программе с углубленным изучением математики. А 5«в» класс, где учится ее сын, считается общеобразовательным. Правда, учатся дети действительно не по традиционной программе, а по развивающей программе Петерсона, которая тоже делает упор на математику.
Начальник управления образования приводит выдержки из объяснительной учительницы математики (педагога высшей квалификационной категории), которая утверждает, что ознакомила родителей 5«в» класса с требованиями к уровню подготовки учащихся, желающих учиться в данном классе.
Вроде бы все нормально. Только вот интересно, что должны были сделать те, кто не готов? По рассуждениям руководства школы – вовремя сменить учебное заведение. Но как его сменить, если для некоторых детей это школа по месту жительства, которую, согласно новому закону, нельзя менять? К несчастью, «некоторых» в 5«в» классе оказалось немного. А точнее – из 25 детей только Андрей учится в школе №10 именно по месту жительства. И ему действительно некуда идти.
Обязаны ли в этом случае ребенку предоставить право обучения по традиционной программе, гарантированной Законом об образовании Российской Федерации? Да, другие родители в 5«в», возможно, против того, чтобы сменить Петерсона на простую «традиционку». Но разве те дети, что пришли в школу по месту жительства, не имеют больших прав по сравнению с «пришельцами»?
Этот вопрос волнует не только маму Андрея. Многим родителям будущих ангарских школьников, в этом году записавшихся в инновационные школы по месту жительства, в любой момент, возможно, тоже придется его решать. Вдруг ребенок не справится с усложненной программой? А идти-то некуда!
В письме начальника управления образования позиция по этому вопросу не отражена. За ответом мы обратились к юристу управления Лейле Лятифовой. Как объяснила Лейла Лятифовна, согласно постановлению к школе №10 действительно приписан именно 76 квартал. То есть детям, проживающим в этом районе, в обязательном порядке предоставляется приоритетное право на обучение в данном учреждении. Андрею это право дано. Из школы его никто не выгоняет. Кроме того, итоговая оценка по математике у него удовлетворительная. Но вот права менять школьную программу у родителей мальчика нет.
Дело в том, что закон не имеет обратной силы. Андрей поступал в школу не в этом году, когда уже сформированы приписанные территории, а пять лет назад. Тогда учиться в школе №10 имели право все ангарчане. И поэтому мнению большинства в классе придется подчиниться. А значит Петерсона не избежать.
Мы поинтересовались – как будут выходить из ситуации директора инновационных школ с этого года? Неизвестно. Но многие для того, чтобы соблюсти права детей, зачисленных по месту жительства, думают о том, чтобы создавать в параллели хотя бы один класс с традиционной программой.
А что же делать с Андреем? В другую школу мальчика не берут из-за места жительства. Такие вопросы Лейла Лятифовна посоветовала решать индивидуально. Родителям, столкнувшимся с подобной проблемой, она рекомендует лично записаться на прием к начальнику управления образования. Уж для одного-то ребенка в любой школе найдется место!
А вот психолога в школе №10, как подтвердили в управлении образования, действительно нет. Прежний педагог ушла в декрет в начале прошлого учебного года. Директор школы выставил вакансию. Но специалиста вот уже год не могут найти. Как справляются с психологическими проблемами ученики 10 школы? Очевидно, собственными силами.
Ну а у часто болеющего Андрея есть шанс попасть в другую школу, где отношение к мальчику будет более щадящим. В управлении образования маме пообещали в этом помочь.