2013-й принес еще одну писательскую победу ангарчанину Валерию Ананьеву: в этом году вышла его новая, пятая по счету, книга. В романе-детективе «Святая Евгения» речь вновь идет о людях, на своей шкуре испытавших все перипетии двадцатого века, о послевоенном детстве и полубандитском отрочестве, о загубленных и выстраданных жизнях.
Красной нитью повествования стала тема любви к женщине, которая, по мнению автора, является альфой и омегой всего сущего на земле. Однако самое ценное для нас то, что героев своего романа Валерий Александрович буквально взял из жизни, все изложенные на его страницах события – подлинные, а некоторые люди, ставшие прототипами персонажей «Святой Евгении», до сих пор живут в Ангарске и, несомненно, будут узнаны теми читателями, кому небезразлична история родного города.
– Во всех своих произведениях, – признается Валерий Ананьев, – я принципиально описываю только то, что видел сам, в чем принимал участие или о чем знаю со слов участников событий. Недаром моя предыдущая книга называется «Простая жизнь». Еще одна особенность моего творчества – не имею привычки предлагать готовые решения и давать оценки: читай и сам делай выводы.
Поразмыслить здесь действительно есть о чем: писатель показывает жизнь за колючей проволокой, а в нашей стране, пережившей ужасы сталинских репрессий, редкая судьба не соприкоснулась с «колючкой». Валерий Александрович рисует большое полотно советской действительности, выводя в своем романе множество героев – обычных людей, зачастую примечательных только тем, что они были.
Он далек от желания приукрасить действительность в угоду каким бы то ни было интересам, преобразовать мир, потому что этого требует идея повествования. При этом, казалось бы, вопреки своему возрасту («Мне только 73», – говорит Валерий Александрович.) автор оставляет вопрос о правоте советской власти открытым, потому что сам не знает на него ответа.
Нет, цель Валерия Ананьева, как он сам говорит, – вспомнить близких людей, единственного настоящего друга, поставить памятник тем, кто был убит, пропал ни за что, чьи судьбы были искалечены. Отсюда особая, доверительная правдивость повествования. Этот текст затягивает, от него трудно оторваться, несмотря на какие-то чисто филологические недочеты, которые складываются в особый, «кинематографический» стиль романа.
Книга «Святая Евгения» вполне самостоятельное произведение, и в то же время она является частью написанных до этого романов. Тех же героев мы встречаем в «Простой жизни», о том же шла речь в «Расплавленной душе» – пробе пера Валерия Ананьева. Кстати, оба этих романа были написаны в 1986 году, а вот на то, чтобы их издать, ушли не просто годы – десятилетия.
Все свои произведения Валерий Александрович издает на собственные средства – политика, при которой издать книгу может каждый, является и отрадой, и бичом современного писательства. Тебе никто не препятствует высказывать на бумаге собственные мысли, которые не дают покоя, однако и в роли спонсора мало кто соглашается выступить.
А не писать он уже не может. Толчок к творчеству Валерий Ананьев ощутил именно тогда – в 80-е, причем весьма болезненный. Редкое заболевание, полученное на производстве, заточило его в специализированном подмосковном санатории на долгих 11 месяцев. Там-то и понял, как хрупка и непостоянна человеческая жизнь, как легко рвется ее нить, почувствовал, что необходимо рассказать о наболевшем, выплеснуть накопившееся за долгие годы.
Все романы Валерий Александрович пишет вручную, не признавая компьютерных удобств. Кстати, почерк у него такой же каллиграфический, каким обладает один из героев «Святой Евгении» – Валька, он же Валерка, рано оставшийся без матери и полжизни разыскивавший отца, по доносу попавшего в лагерь. Каждую рукопись он обязательно перерабатывает на три-четыре раза.
«Святую Евгению» Валерий Ананьев написал, как он говорит, «махом» – в 2011 году. Очень хотелось досказать то, что не вошло в «Простую жизнь». А вот на подготовку рукописи к изданию ушел целый год. Зато книгу приятно взять в руки. По-другому и быть не может – ведь оформлял ее художник Николай Терехов, автор знаменитых ангарских мозаик в районе Дворца культуры «Современник». На обложке – лагерная вышка, серп и молот, колючая проволока, сквозь которую к звездам летит то ли ракета, то ли двусторонний меч.
Однако с выходом новой книги Валерий Александрович понял, что не все еще сказал, что внутри зреет замысел нового поизведения. Так что «Святая Евгения» должна получить продолжение.