30 июля для ангарчан оказалось богатым на открытия. В этот день в выставочном зале Ангарского городского музея были открыты сразу две экспозиции, что само по себе удивительно. И одна из этих выставок стала, по словам заведующей выставочным залом Ольги Новокрещенных, главным событием дня – «Метафоры природы» известного иркутского фотохудожника Марины Свининой.
Только теперь эти художественные образы, помещенные в рамки и под стекло, Марина Владимировна может назвать метафорами. Когда они появились в ее жизни, нечаянные, неприрученные (а большая часть фотоколлекции создавалась в 1998-1999 годах), она считала их магическими откровениями, не меньше.
Непосвященному зрителю покажется, что на этих фотографиях изображено что-то на редкость непонятное, сродни абстрактной живописи или графике. Тем не менее, линии складываются в узнаваемые контуры и на фотографиях возникают то ли лица, то ли морды, то ли ангелы, то ли демоны. Ясно одно: это существа не из нашего мира, а реальность, запечатленная Мариной Владимировной, незнакомая, запредельная, отраженная.
– Это самая магическая моя коллекция, – посчитала нужным дать ключ к пониманию своих фоторабот Марина Свинина, – она отражает момент, когда с моим сознанием происходила глубокая трансформация. Как потом выяснила из литературы, – совершенно типичная шаманская трансформация, когда сверхчувствительность такая, что не ко всем вещам можно прикасаться руками, не со всяким человеком можно рядом садиться, но при этом совершенно фантастическое общение с природой. Границы между мирами рушатся, а ты являешься проводником.
Все фотографии сняты на обычную, редкую сегодня фотопленку, а нужный эффект достигается с помощью «развертывания» кадра наподобие книжки, когда рядом с реальным сюжетом встает его зеркальное отражение. Только тогда композиция будет завершенной. При этом прибегать к помощи компьютерной графики Марина Владимировна не считает нужным, «колдуя» над кадрами вручную.
Фотохудожник считает, что подобные откровения могли возникнуть только потому, что природные, стихийные духи ее заметили и, откликнувшись на ее заинтересованность, стали давать подсказки. Потому что, когда другие фотохудожники пробовали «разворачивать» кадры по зеркальному принципу, они выходили красивыми, но пустыми.
Фотографии Марины Свининой, напротив, наполнены так, что, по ее словам, когда она привезла их домой и впервые «развернула», стала просыпаться по ночам оттого, что в комнате, где, кроме нее, никого не было, очень громко разговаривали. Со временем этот эффект исчез, но до сих пор фотографии обладают удивительной способностью концентрировать позитивную энергетику и дарить ее своей хозяйке.
Большая часть снимков была сделана во время двухнедельной поездки на известный своей таинственной энергетикой остров Ольхон, какие-то кадры привлекли к себе внимание на Аршане. Завершающие штрихи фотоколлекции 14-летней давности придали фотографии последних лет. Одна из них – впервые в творчестве Марины Свининой – остановила мгновение пляски одухотвореного пламени костра на том же Ольхоне, и на нее, как и на живой огонь, кажется, можно смотреть бесконечно.
Кстати, никаких подписей под фотографиями Марина Свинина не делает, великодушно предоставляя каждому своему зрителю право самостоятельно решить, что он видит на фотографии. Не делая подсказок нашему левополушарному сознанию, она провоцирует нас на сотворчество.
35 работ серии «Метафоры природы» останутся в выставочном зале до 24 августа. У ангарчан есть почти месяц, чтобы испытать на себе влияние магических фотографий иркутского художника. Тем более, что с творчеством Марины Свининой многие уже познакомились по другим фотоколлекциям, которые выставлялись здесь же в 2002 и 2012 годах.