Картинки с фестиваля
Сегодня, 1 августа, в трехстах километрах от нас, на Байкале, Международный летний театральный центр «Ольхон» завершил свою работу, в рамках которой проводился XIV Международный театральный фестиваль-лаборатория «Сибирская рампа-2013». Сегодня автобусы и маршрутки потянулись по пыльным прибайкальским дорогам в обратный путь, увозя театралов-любителей, утомившихся, но переполненных впечатлениями после десятидневных фестивальных будней.
Позади остались восемнадцать спектаклей, сыгранных актерами пятнадцати приехавших на остров театров в поселке Хужир и его окрестностях. Позади мастер-классы по режиссуре, сцендвижению, актерскому мастерству, драматургии, для которых приехавшие из Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга педагоги не жалели ни времени, ни сил. Позади знакомство с новичками, презентации театров и обсуждения уже просмотренных работ у костра среди сгущающихся сумерек. Позади и торжественное закрытие, наполненное веселыми пародиями и шутками, ставшими притчей во языцех на фестивале, смех сквозь слезы во время театрального капустника. Все хорошее когда-нибудь кончается, как говорил один из персонажей сказки про Мэри Поппинс.
Об итогах фестиваля мы расскажем немного позже: надо дать время организаторам – народному театру «Факел» – добраться до Ангарска и немного отдохнуть после дальней дороги. А пока – несколько картинок с фестиваля, зрительницей которых посчастливилось стать автору материала.
Режиссер переплюнул автора
Надо сказать, что с самого начала фестиваля планка качества театральных работ была поднята на большую высоту. На следующий день после открытия «Сибирской рампы», 23 июня, домашний театр «Приют комедиантов» из бамовского поселка Магистральный («старожил» МЛТЦ, приезжающий сюда уже в тринадцатый раз) показал спектакль «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды. Бессменный режиссер театра Галина Пальчик не без опаски везла на Ольхон эту работу – их прошлая попытка воплотить на сцене фантазии этого автора натолкнулась на жесткую критику. «Размазали тогда по всем ольхонским заборам, – улыбается Галина Адольфовна, – но есть в этом авторе что-то такое, что заставляет вновь к нему обращаться. Какая-то сермяжная правда нашего существования».
Юбилей ансамбля ветеранов-инвалидов «Наигрыши», развернувшийся во всей своей красе и безобразии на сцене фестиваля, мало кого оставил равнодушным. Зрители старшего поколения мгновенно узнали в героинях спектакля себя, а те, кто связан с художественной самодеятельностью, – и подавно. Члены жюри, во время обсуждения все по очереди признавшиеся в нелюбви к произведениям Николая Коляды, были, однако, в полном восторге от постановки. Галина Пальчик и ее актеры, грамотно поработав с текстом, доказали, что для хорошего режиссера не существует плохих текстов, он умеет наполнить спектакль жизнью и душой.
Шоу-ревю в кукольном исполнении
Грандиозное впечатление получили зрители от шоу-спектакля «В кругу друзей» народного театра кукол «Премьер» из небольшого поселка Илир Братского района Иркутской области. Поселок трудно назвать процветающим, а вот театр в свой адрес получил массу восторженных отзывов. По словам членов жюри, его легко можно поставить в один ряд со столичными театрами кукол, а ведь «водили» их, целиком переливаясь в своих подопечных, отдавая им свои эмоции и живя их жизнью, дети.
Две смешливые мыши, время от времени появлявшиеся над ширмами и своими проказами доводившие зрителей до слез, запомнятся участникам фестиваля надолго. От юмора илирцы легко переходили к иронии, наполнялись нежностью в полете тряпичной балерины и самодовольством, ворочая гири вместе с цирковым силачом и громадным котом. Все это и многое другое – под великолепно подобранную к каждому концертному номеру музыку.
Показать все оттенки человеческих чувств, при этом оставаясь в тени кукол, – большое мастерство. А ведь участники коллектива умеют не только работать с куклой на сцене, но и самостоятельно изготавливают своих артистов. Как говорят руководители театра, каждый вносит свою лепту в создание очередной куклы: кто-то вяжет, кто-то клеит, кто-то шьет, кто-то строгает.
В лучших традициях «Родничка»
О том, что дети из любительского коллектива умеют ТАК играть, кое-кто из столичных педагогов даже не подозревал. А между тем театр-студия «Родничок» в спектакле «Фантазеры» жил на сцене своей обычной жизнью – только помогали ребятам на этот раз герои произведений Николая Носова, Виктора Драгунского и Ксении Драгунской. Вихрь незамысловатых историй из нашего детства разом вобрал в себя и закружил собравшуюся в поселковом клубе, где шел спектакль, публику. Сопровождающее большинство выступлений «Родничка» «капустное» настроение, открытая игра со зрителями, а главное, умение чувствовать себя на сцене как дома, которым награждает своих воспитанников режиссер «Родничка» Тагир Хамитов, и получать от такой игры удовольствие – вот фирменный стиль лучшего детского театра Ангарска, не пропустившего ни одного фестиваля за все четырнадцать лет.
С любовью к родному городу
Третий год на Ольхоне удивляет своей искренней и самоотверженной игрой один из самых удивительных коллективов – иркутский Немолодежный театр «Белая ворона», созданный ветеранами Иркутского авиазавода пять лет назад. За эти годы в Иркутске и близлежащих поселках было дано несколько десятков спектаклей и концертов, проходивших с неизменным успехом. Столь же блестяще «Белая ворона» выступает на «Сибирской рампе».
В этом году ветераны привезли не спектакль, а литературную композицию «Ожившие летописи Иркутска», посвященную родному городу. В полном соответствии с названием коллектива, артисты в очередной раз отказались от сцены и перенесли постановку под забор на одной из улиц Хужира. Фортепиано, концертмейстер, стулья для участников спектакля, строгие академические костюмы, папки в руках чтецов – все это абсолютно не соответствовало окружающей обстановке, в которой были и лужи после вчерашнего дождя, и пробегающие мимо собаки, и проносящиеся за спиной у зрителей автомобили.
Однако уже через несколько минут внешние неудобства стали незаметны, потому что публику захватила история города, переданная в лицах и сценках, изобилующая подробностями, о которых мало кто сегодня вспоминает. Что говорить о нас, кому Иркутск не чужой, если даже гости из столицы после спектакля дали честное слово, что непременно задержатся в столице Восточной Сибири, чтобы познакомиться с городом. А составила композицию одна из актрис театра Марианна Рудевич – она искала материал в архивах и библиотеках, связывала воедино исторические анекдоты. Главной движущей силой спектакля была любовь к своей малой, но удивительно прекрасной родине.
•••
Запомнились слова одного из педагогов нынешнего фестиваля – Анны Гусаровой, актрисы московского Театра наций, старшего преподавателя кафедры актерского мастерства РУТИ/ГИТИС и ВГУК имени Сергея Герасимова, которая впервые приехала на остров и была поражена мастерством театралов-любителей:
– До сих пор я не сталкивалась с любительским театром. А здесь смогла сравнить его с профессиональным, и сравнение это не в пользу последнего. Сегодняшние профессиональные актеры действуют как профессиональные строители, выпуская спектакли, как многоэтажки, и выставляя их на продажу. А любители возводят творческие постройки, как хорошие хозяева – собственные дома: неторопливо, тщательно, с любовью, со старанием – одним словом, для себя, чтобы потом в них жить...