Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Есть такое выражение: «Рожденный ползать летать не может». Однако если ты рожден для приключений, открыт для нового, ищешь повсюду необыкновенное и увлекательное, то однажды можешь «встать на крыло». Есть люди, которые не представляют своей жизни без полетов под куполом парашюта. Авантюристы, покоряющие небо. 26 июля они отмечали свой праздник – День парашютиста.
Ангарчанин Леонид Куприян этот день не смог провести на аэродроме Оёка. От дел небесных оторвали дела земные – дачные хлопоты в самом разгаре. Профессиональный стеклодув, работающий на АЭХК, по праву может считать себя парашютистом. Не мастером парашютного спорта, но любителем, давно уже преодолевшим уровень начинающего. Сейчас Леониду 57 лет. Свой первый прыжок он совершил в 34 года. Это было в 1991-м. Записался на занятия в объединение спортсменов и в течение двух месяцев проходил спецподготовку под руководством инструктора Спартака Черныша. «Тогда желающих прыгнуть с парашютом готовили основательно, – рассказывает Леонид. – Теорию мы конспектировали, а до своего первого визита на аэродром серьезно тренировались в зале. Сейчас новички получают для прыжка амуницию, подготовленную для них профессионалами. А нас учили укладывать парашют. Простым это дело не назовешь. Важно все сделать по инструкции, очень четко и аккуратно. Ошибка может стоить тебе жизни. Запутаются стропы – не раскроется 80-метровый купол Д-6. Такая небрежность кое-кому дорого стоила. Сейчас любителям такое понятие, как «косичка», незнакомо, а мы на «отлично» стропы заплетали».
По словам Леонида, к первому прыжку важно подготовиться не только физически, но и психологически. Если только ради живописных фото для «Одноклассников», то не стоит рисковать. Инструктаж пройден, меддопуск получен, 20-килограммовое снаряжение закреплено – пора в самолет. Парашютистов как раньше, так и теперь в небо поднимают легкие «кукурузники». За один подъем – 10 парашютистов. Ан-2 кружит над полем, выбирая позицию. Перед прыжком первого парашютиста инструктор прицеливается – бросает ленточки и смотрит, какой снос при ветре. «Сколько раз приходилось наблюдать, как «перворазники» не могут сделать шаг из салона самолета, – говорит Леонид Куприян. – Страх сковывает движения. Кажется, упадешь в пустоту. Часто приходится «помогать» тем, кто слишком долго застрял у выхода. Помню случай, когда так же вытолкнули девушку-новичка. В положенное время у нее раскрылся основной купол, а потом вдруг запасной. Ну, думаем, забыла запаску заблокировать, как учили. Летит на двух, парит не спеша, однако приземлилась нормально, хотя с двумя парашютами сложно на землю удачно встать. Оказалось, она при выходе сознание потеряла. За нее все приборы сделали – раскрыли в нужное время парашюты, – а уж она потом сама на землю спланировала. Говорит, ничего не запомнила. Только полет в самолете и толчок земли внизу». Вот это и называется психологической неподготовленностью.
Хотя от ошибок в этом виде спорта не застрахован никто. Случается, что и в салоне самолета нечаянно и от волнения раскрывают парашют. Прыжок испорчен – на землю такого парашютиста привозит самолет. Чаще всего новички оплошности совершают при приземлении – с непривычки трудно удержать ноги вместе при ударе о землю, отсюда и возможные травмы и ушибы. Было свое воздушное приключение и у Леонида Куприяна. В тот подъем он по весу был самым тяжелым. По правилам, такие выходят из салона первыми. То ли траекторию неверно рассчитали, то ли скорость ветра изменилась, да только понес его поток дальше намеченного. «Я еще в полете понял, что не на поле, а на Качугский тракт придется приземляться, – рассказывает Леонид. – Автомобилисты меня заранее увидели, начали тормозить. Я прямо перед машиной и сел. На асфальт посадка жесткая, но я справился. Ко мне сразу «скорая» примчалась, а я в норме. Только автомобилист вслед что-то ругательное крикнул. Нет чтоб спасибо сказать, что на кузов ему не спланировал!»
Разных баек, связанных с нестандартными прыжками, среди парашютистов немало гуляет: и о том, что сами видели, и таких, что для устрашения рассказывают. «Вот случай был, – говорит мой собеседник. – У нас парень один на стабилизаторе приземлился. Ну это небольшой такой парашютик вместе с основным куполом идет. Когда только из салона на высоте 900 метров выходишь, надо три секунды в свободном падении провести. Вот тогда этот стабилизатор помогает человеку сразу правильное положение занять, не вертеться в воздухе. Досчитал до трех трехзначным числом – 121, 122, 123 – и дергаешь за кольцо. Потом уже под куполом паришь три-четыре минуты до земли. Так вот этот чудак-человек зачем-то еще в салоне заблокировал запасной парашют, а в полете у него основной не раскрылся. Так и летел на одном стабилизаторе – считай, на зонтике до земли пикировал. Поломался изрядно, но выжил! Это чудо – повезло парню!»
В 1991 году Леонид Куприян совершил семь прыжков – три летних и четыре зимних. А потом на 19 лет оставил парашютный спорт. Для себя это объясняет так: прочно освоил высоту в 900 метров, перестал чувствовать новизну. «Как раз в это время я увлекся горными лыжами, познакомился с дайвингом, – говорит он. – К прыжкам вернулся в 2010 году. Поехал в Оёк за компанию с коллегой, прыгнул и... попросился на высоту 1500 метров. Потом уже на 2200 пошел». Как и все парашютисты, Леонид считает прыжки под куполом не падением с высоты, а полетом. Однако сам же и признается, что его больше всего волнует свободное падение – когда основной купол еще не раскрыт, а ты уже в небе летишь. С высоты 900 метров такой полет длится только первые 3 секунды, а вот в прыжке с 2200 метров можно лететь без парашюта до 40 секунд. При этом скорость движения вниз достигает 50 метров в секунду! И эти непередаваемые ощущения свободного полета особенно дороги Леониду. Он говорит, что небо – это не пустота. Воздух имеет свою плотность, скорость, направление. Профессионалы умеют «лежать» на воздухе, используя его потоки для изменения своего полета.
«Я в 2010-2011 годах часто прыгал. Новая высота, длительное падение покорили меня, – признается Леонид. – Словно и не было этих 19 лет перерыва! В то время я и дочь свою уговорил прыгнуть. Эмоций было море! Сейчас Иркутский авиаспортивный клуб новичкам предлагает разного рода услуги – можно совершить прыжок в паре с инструктором. При этом у каждого свой парашют. Из салона выходят в связке. Инструктор снимает на камеру лицо парашютиста, все его эмоции, а затем отделяется и ведет съемку уже с расстояния. То, что позже выветрится из памяти, останется в фильме. Сам я теперь редко бываю в Оёке. Хотелось бы хоть раз прыгнуть со спортивным парашютом – он позволяет более активно управлять полетом, чем купол обычного Д-6, и приземляться четко на ноги – встал и пошел. Однако это право можно заработать только большим количеством прыжков в любителях. У меня же в личном зачете их пока 14 и третий разряд по парашютному спорту. Я счастлив, что это все было и есть в моей жизни. Небо ближе, чем нам кажется».