Раз в год, по установленной много лет назад традиции, к южному берегу Байкала съезжаются театралы со всей России. Их ждет река Утулик, одна из тех, что питают наше Славное море чистейшей горной водой, ждут реликтовые тополя и кедры, пережившие когда-то ледниковый период, а теперь украшающие турбазу «Утулик».
Ждут многочисленные поклонники сценического искусства, которые специально соотносят часть своего отпуска с «театральным» сезоном на турбазе, приезжая сюда, чтобы стать зрителями фестиваля, приобщиться к его удивительной атмосфере.
А уж как ждут сами артисты, которые вновь, после досадного перерыва, вернулись к фестивальным берегам и опять могут посидеть в полуденную пору на любимой скамейке Леонида Беспрозванного – слева от легендарной «Палатки №6», в которой холодными утуликскими вечерами при свечах за чашечкой неизменного кофе с лимоном можно по душам пообщаться с коллегами по сцене.
В этом году ожидания сбылись – с 21 по 26 августа на турбазе «Утулик», в Доме культуры поселка Утулик и в «Саду Ириды», созданном художником Николаем Осипенко, в рамках фестиваля шли спектакли, творческие встречи, занятия сценическим мастерством, обсуждения, презентации. Предъюбилейный, девятнадцатый, фестиваль любительских театров имени Леонида Беспрозванного «Театральная осень на Байкале-2013» вновь объединил неравнодушных под своим крылом, заставив думать, волноваться, сопереживать и стремиться к совершенству.
По домам они разъехались, увозя с собой ощущение мягкого вкуса утуликской воды, сладости здешнего воздуха, тепла человеческого общения и память о неповторимой, свойственной только этому фестивалю атмосфере, которую формируют многие составляющие. Правда, теперь к творческим волнениям добавилась горечь утраты.
49 свечей в память о Сергее Андрасюке
Созданный когда-то Леонидом Беспрозванным фестиваль год назад возродился снова благодаря ему. Его уходу. И открылся, естественно, вечером памяти мэтра. Еще одну ноту боли добавил девятнадцатый сезон «Театральной осени». Планировалось, что в этом году здесь пройдет бенефис актера театра «Чудак» Сергея Андрасюка, которому 8 августа должно было исполниться 50 лет, а оказалось – тоже вечер памяти.
Его открыл 22 августа спектакль театра «Росток» – по стечению обстоятельств несколько участников этого школьного коллектива являются выпускниками лицея №1, который возглавлял Сергей Леонидович. Свой «венок притч» «Следы на песке» они сыграли в придуманной им «Палатке №6» и посвятили его памяти. К тому же для ребят это была последняя сценическая работа в привычном составе: единственный и очень серьезный недостаток школьного театра в том, что дети вырастают и уезжают учиться в другие города.
Поэтому они были максимально сосредоточенны и серьезны, работая с предложенным им режиссером Александром Говориным философским материалом. Композиция, как и печальный повод, в какой-то мере оправдывали многочисленные слова назидания, неприкрытой морали, звучащие в этой постановке. Убеждала и искренность ребят, да и о чем говорить, если «устами младенца глаголет истина».
После ребят слово взял старший состав «Чудака». Вспоминали забавные случаи, которых в жизни настоящего чудака и импровизатора Сергея Андрасюка было предостаточно. Нашлось несколько отрывков любительских видеозаписей со спектаклей с его участием, закулисное и просто домашнее видео, каждая секунда которого сейчас кажется на вес золота.
Подарком для всех, кто знал Сергея Леонидовича, стал фильм о нем, смонтированный его другом – новосибирской художницей Еленой Юдиной, собравшей массу видеоматериалов за предыдущие сезоны «Театральной осени». Она же предложила в память о Сергее пустить по волнам Утулика зажженные свечи – на кусочках коры. Сразу же вслед за тем, как была пущена последняя свеча, раздался гром – никто не заметил, что небо обложили тучи и вот-вот начнется дождь. Проводив плывущие огоньки взглядом, большая часть собравшихся ушла, а те, кто остался на берегу, видели, как над рекой зависла яркая звезда, которой здесь прежде не было, и, постояв на одном месте, улетела прочь.
Почти час с ангелом
Прошлогодняя «Театральная осень» могла позволить себе выделить целый день для спектаклей по произведениям Александра Вампилова. В «Чудаке» нашего гениального земляка очень любят, известно, что его «Провинциальные анекдоты» в постановке Леонида Беспрозванного были показаны более сотни раз. Самой большой интригой фестиваля-2013 должны были стать три спектакля разных режиссеров по пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом» – такого в его девятнадцатилетней истории еще не бывало.
Но из-за того, что театры не смогли прибыть на фестиваль в одно время, снова сделать «вампиловский» день организаторам не удалось. Отрывок из «чудаковской» постановки этой пьесы был показан во время открытия фестиваля, усть-ордынский молодежный народный театр «Гротеск» играл 24-го, а народный театр «Предместье» из Иркутска – 25 августа.
Большую смелость в интерпретации классика продемонстрировала режиссер «Гротеска» Надежда Сафонова, нашедшая в сюжете, описанном Вампиловым, подтверждение своих мыслей о том, что в мире не осталось благородных и бескорыстных людей. Надежда Валентиновна использовала бытовую канву бессмертной пьесы, чтобы эти мысли подтвердить, потому в программке и была оговорка – «по мотивам». И вместо катарсиса в финале зрители получили жирную порцию теленегатива – видеонарезку, где концентрация зла достигает еще больших объемов.
Выступив в ногу со временем, которое требует от сегодняшних режиссеров быть полноценными авторами своих спектаклей и при необходимости отходить от текста, режиссер «Гротеска», однако, не учла, что для этого нужно стать намного сильнее в актерской технике. Она же предложила труднейшую задачу совсем неопытным артистам (кто-то из них второй раз в жизни вышел на сцену), выступавшим, к тому же, на незнакомой сценической площадке.
Совсем иным получился спектакль у заслуженного работника культуры РФ Ларисы Сериковой-Киркицы из иркутского «Предместья». «Двадцать минут с ангелом» в ее интерпретации члены жюри назвали классической постановкой этого спектакля, достойной того, чтобы ее демонстрировали на профессиональной сцене. Ее актеры – студенты, каждую из ролей сыгравшие практически идеально. Чуть ли не единственным недостатком спектакля называлась нехватка возраста у «старших» персонажей.
И ведь тоже, чуть ли не второй раз на сцене, но какая работа стоит за каждой ролью! Ну откуда начинающему студенту знать ужасы трехдневного запоя, когда стол складывается гармошкой, а тумбочка приобретает способность вырастать до потолка? Но играется это подробно, «вкусно», правдоподобно! И так же тщательно, изнутри – напряжение и скорбь Хомутова, того самого «ангела», в существование которого не смогли поверить постояльцы провинциальной гостиницы. Неслучайно двое актеров из «Предместья» получили высшую награду фестиваля «Театральная осень на Байкале» – стали победителями актерского конкурса имени «бабы Кати» – заслуженной артистки России Екатерины Барановой.
(Продолжение читайте в следующем номере газеты.)