Как интересно наблюдать за дошколятами, которые собираются в первый класс! Море радости, предвкушение чего-то необыкновенного, горящие глаза и твердая уверенность в том, что они-то уж точно будут учиться только на «пятерки». Жаль, что многим из них этой уверенности хватает ненадолго. И часто уже в начальной школе теряется интерес к учебе. Как его сберечь? Как сделать школьную пору наших детей счастливой, чтобы воспоминания о ней бережно сохранялись всю жизнь? Чтобы знания и опыт, накопленные за эти первые четыре года, стали надежным фундаментом будущего школьного здания? Об этом мы говорим с медицинским психологом Ольгой Зеленковой.
– Ольга Анатольевна, когда должны начинать готовиться к школе будущие первоклассники?
– Родители должны очень хорошо понимать, что подготовка к школе – это не одномоментное дело, этому посвящена вся жизнь их ребенка до семи лет. За эти годы мозг маленького человека созревает, он уже готов к нагрузкам, ожидающим ученика. Ребенок достигает социальной зрелости, в идеале он должен уметь общаться с людьми: например, вступать в разговор. У здорового ребенка хорошая память, развитые мыслительные операции, начинает развиваться логическое мышление. Помните, как тестируют малышей при поступлении в первый класс? Составить рассказ по картинкам, суметь объединить предметы в группы по существенному признаку. Если сможет, значит, готов к школьным нагрузкам. Часто дети оказываются далеки от своей новой роли эмоционально: не в состоянии адекватно воспринимать замечания со стороны взрослых, исправить свою оплошность или ошибку. Чтобы быть успешным, ребенку нужно научиться правильно реагировать на проигрыш. Есть и другие критерии: умение ориентироваться в окружающем мире, развитие речи, физическая подготовленность, развитая мелкая моторика, положительное эмоциональное отношение к школе...
– Но вряд ли все ученики в классе на сто процентов и по всем названным критериям готовы к обучению, таких единицы. Так же, как полностью здоровые дети в Ангарске являются сегодня чаще исключением, чем правилом. Мы растим неидеальных детей, как быть с ними?
– Мы не говорим об идеале, это норма, у которой есть верхняя и нижняя границы. Кто-то развит по этим показателям лучше, кто-то хуже. Школьная «зрелость» подразумевает полноценное развитие ребенка. В классе начинает формироваться социальный статус, понятно, что те, кто умеет общаться со сверстниками, кому все легко дается, и станут лидерами. Если ребенок не ориентирован на учебу, не готов к ней эмоционально или физически, в классе ему придется нелегко. Дети ведь народ жестокий.
– Получается, то, как ребенок будет относиться к занятиям, к школе, к своему новому статусу ученика, – целиком зависит от родителей?
– Не только. Чтобы не испортилось отношение к школе, очень важна также роль учителя. Они – особенно в начальной школе – иногда даже большим авторитетом пользуются у детей, чем родители. Важно, чтобы учитель учитывал индивидуальности своих учеников и осуществлял дифференцированный подход к учащимся. А от родителей в это время требуется просто быть взрослыми людьми, больше ничего. Помнить, что ребенок всегда берет с них пример и своим поведением отражает все, что происходит в семье. Если родители – люди думающие, читающие, стремящиеся к знаниям, стимулирующие ребенка к познанию мира, расширению своего кругозора, он будет таким же. Не надо рассказывать малышу страшилки из своей школьной биографии. Если в ней не было ничего радостного – придумайте что-нибудь позитивное, чтобы сформировать у ребенка интерес к учебе. Чтобы не просто отбывал школьный срок и не только за оценками приходил в класс.
– Существуют ли какие-то особые правила поведения для родителей в первые дни учебы их чад?
– Когда ребенок поступил в школу, не нужно сразу ждать от него великих результатов. Для ребятишек новое помещение, новый педагог и новые друзья, с которыми надо будет устанавливать отношения, – большой стресс. Хорошо, если родители заранее сами познакомились и смогли познакомить ребенка с будущим учителем, со школой и классом. И готовить ребенка надо не только к школьному празднику, но и к учебным будням, к повседневному труду. Не забудьте вместе с ним составить режим дня – в соответствии с его новыми обязанностями. Он должен спать не менее 9 часов, на телевизор и компьютер можно выделить по часу, не больше, позаботиться, чтобы в его рационе было достаточно витаминов. У школьника должна быть если не своя комната, то свое пространство – хотя бы отгороженный, изолированный угол, где никто не помешает выполнять домашнее задание. Уроки лучше делать в одном и том же месте и в одно и то же время. Без отвлекающих моментов, к которым, несомненно, относятся компьютерные игры, музыка, телевизионные программы. Лучше, если первоклассник будет начинать выполнение домашнего задания при взрослых. Вообще, в первые годы учебы с ребенком нужно «сидеть». Хвалить почаще, даже за минимальные успехи, поддерживать эмоционально. Не критиковать, не сравнивать с другими детьми. Своего ребенка надо принимать таким, какой он есть. Если малыш переутомился (это может проявляться в плохом настроении, в капризах, тревожности, неспокойном сне), надо обязательно обратить на это внимание, разобраться, может быть, дать ему денек отдыха. Главное – чтобы ребенок был уверен: его любят, несмотря ни на что. В эти годы у него формируется взгляд на самого себя. Да и, если разобраться, «двойки» и кляксы – это такие мелочи, когда речь идет о том, чтобы ребенок вырос здоровым и уверенным в себе, а значит – успешным человеком.
– Что делать родителям, если ребенок не хочет идти в школу, не может прижиться в новом коллективе?
– Прежде всего родителям нужно отслеживать эмоциональное состояние своего чада. Искренне интересоваться его делами. Ребенок очень хорошо чувствует, когда маме с папой не до него. И занятость на работе, «зарабатывание денег» не может в этом случае служить оправданием. Если все-таки вы видите, что с ребенком что-то не так, поговорите с учителем. Вообще родителям надо почаще советоваться с классным руководителем, вы в одной лодке, у вас одинаковые интересы и общая задача – вырастить личность. Если понадобится консультация профессионала, можно обратиться в экстренную психологическую службу. Телефон круглосуточной горячей линии: 8 (3955) 24-00-07 и 24-00-09.
Беседовала Олеся Павлюченко