Жанна Горовая – специалист выездной службы ангарского хосписа. В чем заключается такая работа? Кому-то покажется, что нет смысла помогать неизлечимо больным людям. В советское время не было ни инвалидов, ни умирающих, ни лежачих больных, прикованных к кровати. Только румяные пионеры и примерные рабочие. Строй в стране изменился больше 20 лет назад. Но на то, чтобы перестроили свое мнение о слабых мира сего и простые люди, и ответственные за их судьбы чиновники, ушло время.
Уже четвертый год в Ангарске существует хоспис. Третий год при нем работает выездная служба, оказывающая помощь неизлечимо больным людям и их близким на дому. Есть ли эффект от этой работы? И если есть – то какой?
Об этом мы решили расспросить Жанну Геннадьевну, бессменного специалиста, помогающего там, где медицина оказалась бессильна.
– Четыре года назад в Ангарске открылся хоспис. Тогда в нем было всего две палаты и двое больных. Что-то изменилось за эти годы?
– Да. Больных, обращающихся к нам, стало во много раз больше. Если раньше люди не понимали, что такое палаты паллиативной помощи (а именно такой статус пока имеет хоспис), то сейчас уже требуется некоторое ожидание. У нас по-прежнему всего две палаты в отделении горбольницы №1 в 86 квартале – женская и мужская. Каждая – на пять человек.
– Наверное, для больных и их родственников дождаться очереди очень сложно?
– Да. К сожалению, многие ее так и не дожидаются. Ведь наши больные держатся за последнюю ниточку жизни. И иногда бывает, что она обрывается раньше, чем освобождается место.
– Но ведь шли разговоры о том, что под хоспис выделяют здание бывшей инфекционной больницы?
– Да. Нам выделили половину здания. Но оно требует вложений, и мы их стараемся средства изыскать. Сейчас в областном министерстве здравоохранения решается вопрос с ремонтом. Ну а пока работаем с тем, что есть – с двумя палатами. Они у нас очень хорошо оснащены. Больные лежат в достойных условиях. Есть возможность даже смотреть телевизор. А в хорошую погоду – и прогуляться по парковой зоне нашей больницы.
– Раньше родственники не понимали, как можно близкого человека отдать в неизвестный хоспис. Какие причины заставляют людей изменить свое мнение?
– На самом деле в хоспис приходят с надеждой. Причины, по которым больного устраивают сюда, могут быть разными. Например, иногда не удается в домашних условиях снять боль. Или родственники в силу своего морального или физического состояния нуждаются в передышке в уходе за больным. А бывает, что человек одинок, и за ним вообще некому ухаживать. Тогда нам звонят соседи, знакомые. И просят взять больного к себе.
Бывают ситуации неординарные. Мы сразу объясняем: по приказу в палате паллиативной помощи можно находиться только 21 день. Но те, за кем некому ухаживать, задерживаются у нас гораздо дольше. Естественно, никто не отвезет умирающего человека в пустую квартиру. И такие пациенты заканчивают жизнь у нас. В достойных условиях, без боли, под присмотром медиков.
– Как удалось убедить ангарчан в необходимости волонтерской деятельности по работе в хосписе? Помогать детям-сиротам или брошенным животным ведь куда менее травматично для собственной психики, чем ухаживать за «уходящими»...
– Наши люди оказались очень отзывчивыми. Причем не только пожилые. И не только женщины. У нас много волонтеров-мужчин. У одной женщины, хозяйки магазина, стоит наш ящичек для сбора средств. И вот ее сын, хоккеист, решил помочь. Он нашел единомышленников в команде для того, чтобы помогать гулять с больными. Знаете, для прогулок очень нужна мужская сила. Ведь одна из наших палат на втором этаже. А в больнице – ни лифта, ни пандуса. Как быть, если человек хочет просто погулять?!
Часто нужна помощь и тогда, когда пациента везут к нам на «скорой». Почему-то в последнее время «скорая помощь» приезжает без санитаров. И не у каждого лежачего больного есть сильные родственники, которые помогут его нести. Вот тут и пригождаются волонтеры.
– Вы сказали о последних желаниях. Когда-то мне попалась в руки статья о зарубежном хосписе. О том, как там выполняют желания умирающих. Например, один машинист поезда захотел проехать в кабине электровоза. Или девушка попросила поставить любимый диск с музыкой... В ангарском хосписе выполняют желания?
– Наш персонал и волонтеры стараются как могут. Если нужно – разговаривают с больными, читают книги, убираются или могут просто помолчать вместе. А насчет желаний... Наверное, выполнили бы. Но почему-то сибиряки скупы на желания. Наши пациенты терпят до последнего. И обращаются к нам уже с такими болями, что им часто не до желаний. Людям просто хочется покоя. Возможности переосмыслить свою жизнь. Привести мысли в порядок. В этом им помогают и близкие, и волонтеры, и наш психолог.
– Помощь на дому менее востребована, чем в стационаре?
– Гораздо более. Ведь в хосписе всего 10 мест. А дома один на один с бедой остаются сотни семей. Люди звонят нам отовсюду. Из Ангарского района, Усолья, Черемхова, Свирска. Часто они не совсем понимают, что такое хоспис и выездная служба. Но звонят, чтобы просто попросить о помощи.
– Помогаете всем вне зависимости от прописки?
– Да. И надеемся, что люди сами готовы помогать своим родным. Когда я беру трубку и начинаю беседовать с родственниками больного, сразу говорю «мы». Мы вместе должны окружить его заботой. Это как пирамида, наверху которой находится больной, а мы все – вокруг него. И только так можно достичь результата.
– Но для начала надо самих родственников, наверное, вытащить из депрессии. Как вам это удается?
– Наше появление всегда дисциплинирует. И родственников, и самого больного. Часто бывает, что человек сдается раньше времени. А потом, увидев, что о нем заботятся, начинает доверять, соблюдать режим... и ситуация меняется в лучшую сторону. Мы постоянно на связи с родственниками. Всегда просим – звоните. И не только тогда, когда караул кричать хочется. Если наши рекомендации помогли, боль ушла – просто позвоните, порадуйте нас. И тогда налаживается контакт. Мы начинаем вместе работать, улучшать качество жизни.
Удивительно, но даже после ухода многих больных эта ниточка не обрывается. Их близкие оказываются самыми лучшими волонтерами, готовыми помогать другим, столкнувшимся с такой же бедой.
– Ваши услуги бесплатны?
– Конечно. Заработную плату работникам хосписа платит ангарская больница №1, также больница полностью финансирует и содержит палаты паллиативной помощи. За что огромное спасибо. Все препараты и средства по уходу оплачивает нам благотворительный фонд «Близко к сердцу». Особенно это важно для выездной службы. Некоторые дорогие средства по уходу, например, противопролежневые матрасы, можно взять на время. А потом их возвращают нам в выездную службу. От родственников принимаем только простое человеческое спасибо. Сколько оно стоит? Думаю, что в нашей ситуации оно бесценно...
– Всего за четыре года вам удалось не только помочь сотням отчаявшихся семей, но и, наверное, изменить отношение медиков, простых ангарчан к чужой беде. Онкология перестала быть «пугалкой»?
– Пока нет. При работе выездной службы мы вообще стараемся избегать этого слова. Просто говорим «заболевание». И родственники нас понимают. На Западе есть диспансеризация – врачи стараются как можно раньше выявить болезнь. Есть лечение – специалисты всех отраслей пытаются вернуть человеку здоровье. А есть реабилитология. Когда специалисты помогают сохранить качество жизни больного. Так вот эта, последняя, отрасль в нашей стране пока не очень развита. Она необходима не только нашим пациентам. Но и просто лежачим больным, инвалидам, в том числе и с детства. А специалистов в Ангарске пока нет.
К счастью, наше государство в последние годы идет по правильному пути. Это видно по тому, что работают программы, одна из них – диспансеризация. Вы даже не представляете, сколько болезней она предотвратит или вовремя выявит. А в дальнейшем, я надеюсь, у нас в стране обратят внимание на паллиативную медицину и у нас появятся реабилитологи.
– Если кто-то захочет помочь хоспису, куда обратиться?
– Наш телефон: 63-53-73. Мой номер: 8-902-5-685-232. Нам всегда нужна помощь. В первую очередь – предметами ухода. Ну и, конечно, волонтерская. Будем рады.
Беседовала Яна Архипова