(Продолжение. Начало в №34 от 29 августа 2013 г.)
Театральные откровения Усолья-Сибирского
Самой многочисленной на XIX фестивале любительских театров имени Леонида Беспрозванного «Театральная осень на Байкале-2013», проходившем в Утулике с 21 по 26 августа, стала, без сомнения, усольская делегация. Четыре коллектива из девяти, участвовавших в его программе, прибыли из этого старинного города. Все интересные, все непохожие, все со стремлением поделиться своими находками и с открытой душой.
Литературно-музыкальную композицию «Подарил тебе имя соленый родник» подготовил усольский Театр книги, существующий при городской библиотечной системе на базе литературного объединения имени Юрия Аксаментова. Автор программы Валерий Туровец, кажется, стянул все имевшиеся в его распоряжении творческие силы, чтобы представить свой город гостям фестиваля. В «Палатке №6», где состоялось выступление, актеры театра читали стихи и отрывки из летописей, пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали и даже демонстрировали кукол, созданных своими руками.
Целый школьный класс привезла на фестиваль режиссер театра «Сказка» Анна Медведева. Пьесу, взятую для постановки спектакля «Девочка и апрель» члены жюри раскритиковали – слишком поверхностно описаны и несовременно поданы в ней проблемы подростков, но о детях, игравших, по сути, самих себя, они отозвались с восторгом. Напротив, театр «Алые паруса» под руководством Любови Клочковой поразил малочисленностью своей труппы: в спектакле «Собака» по пьесе Валентина Красногорова, рассказывающей о человеческом одиночестве и неумении любить, всего три персонажа. Интересно, что собаку играла девочка, которая, не притворяясь животным, тем не менее за все время существования на сцене ни на минуту не выходила из роли.
Единственный в своем роде семейный театр при клубе творческой молодежи «Ковчег» (имя, хорошо известное завсегдатаям фестиваля «Театральная осень на Байкале») показал сказку «Морозко» с уклоном в православие, выбрав наиболее близкий к своему мировосприятию вариант.
«Чудесный» мастер-класс
«Театральная осень на Байкале-2013» наверняка запомнится участникам фестиваля (в особенности актерам народного театра «Чудак») необычными мастер-классами. Занимался с артистами-любителями режиссер московского театра «Современник» Михаил Али-Хусейн, как выяснилось, настоящий профессионал, не терпящий халтуры и пустословия. Может быть, поэтому он пригласил для участия в мастер-классе наиболее подготовленных, каковыми и оказались «чудаки». Есть миф, что мастер-классы с театральными педагогами предназначены исключительно для молодежи. Так ангарские «чудаки» его опровергли, показав себя настоящими мастерами сцены.
Задания Михаил Яковлевич давал им сложные, достойные исполнителей, – он этого и не скрывал. Например, пройти из кулисы в кулису, не останавливаясь ни на секунду и не вставая на две ноги сразу. Или показать своих коллег по театру, да так, чтобы по мимике, жестам, движениям они угадали, о ком из них идет речь. Вжиться в образ нечисти, чтобы зрители убедились: да, вот так она и должна выглядеть. Не знаю, кто – немногочисленная допущенная на занятие публика или сами артисты – получили от этого мастер-класса больше удовольствия. «Чудаки» резвились, как дети, забыв о статусе, возрасте, болячках и проблемах, наслаждаясь искусством в его чистом виде. Публика тоже была в восторге.
Сердце фестиваля
Вышло так, что самое сокровенное в течение всех шести дней фестиваля происходило в «Палатке №6» – детище Сергея Андрасюка и Сергея Дмитриева. Во-первых, здесь по утрам традиционно происходили обсуждения минувших фестивальных дней за «Круглым столом с острыми углами». Да, фестиваль Леонида Беспрозванного бесконкурсный, здесь исключен элемент соревновательности, но это не значит, что за все, что привозят театры, режиссеров потом гладят по голове.
Наоборот, отсутствие необходимости распределять места и придумывать названия номинаций в определенной степени развязало руки членам жюри. Работы театров разбирались строго. В этот раз участникам фестиваля пришлось услышать и приговор: «Мило, но художественной ценности не представляет», и окрыляющее «Классическая постановка вампиловского спектакля, которую можно показывать на профессиональной сцене». Хотя, надо сказать, была заметна тенденция: куда строже, как профессионалов от театра, разбирали сильные постановки и довольно мягко – слабые, которых, на этот раз, к сожалению, на фестивале было больше.
Во-вторых, «Палатка» стала традиционным местом встреч с интересными людьми. Здесь с рассказом об открытом всероссийском мастер-классе-фестивале детского мультипликационного кино «Жар-птица» выступила Юлия Лихачева из Новосибирска. Юлия Вильевна – одна из тех, кто стоял у истоков «Театральной осени» и кто не пропускает ни одного сезона. «Жар-птица» для нее такой же значимый фестиваль, и на этот раз Юлия Вильевна поделилась с театралами своим восхищением от деятельности Петра Анофрикова, руководителя студии «Поиск», где буквально из ничего, только с помощью карандашей, кистей, красок, а главное – детского представления о мире (как известно, самого верного), уже сорок лет создают мультфильмы.
Бывает, фестиваль собирает театральную публику, чтобы представить ее вниманию только что вышедшие из печати книги. И такие презентации тоже проходят в «Палатке №6». Сезон-2013 запомнится «Возвращением» Александра Абрамова – книгой, которую ждали больше двадцати лет и которая была наконец издана. Этот ангарский режиссер, поэт и актер, по-старомодному порядочный, тактичный и скромный, ушедший из жизни совсем молодым, когда-то сотрудничал с театром «Чудак», ставил на его сцене свой дипломный спектакль, немного даже играл. Его стихи в устах актеров «Чудака» и «Ростка» и сегодня кажутся современными, потому что Александр Абрамов был таким же, как они, а может быть, даже еще большим чудаком – по самой своей природе. Презентация получилась трогательная, трепещущая, живая. И уже отсюда, из Утулика, книга «Возвращение» прибыла в Ангарск, чтобы строки поэта вернулись к своему читателю.
Все хорошее когда-нибудь кончается
У театральных фестивалей есть особенность – заканчиваться как раз тогда, когда уже привыкаешь жить среди всего этого волшебства и лишаться его совсем не хочется. Наверное, так и нужно, чтобы еще больше хотелось вернуться сюда через год. XIX фестиваль любительских театров «Театральная осень нa Байкале-2013» завершил свою работу 26 августа. Среди его достижений – выступления новых коллективов, знакомство с интересными личностями, неизвестные до сих пор пьесы, с которыми теперь можно работать, и, конечно, восхищение актерскими работами и режиссерскими постановками. А еще – имя создателя фестиваля, которое отныне всегда будет в его названии.
Победителей актерского конкурса имени бабы Кати (заслуженной артистки России Екатерины Евгеньевны Барановой) в 2013 году было шесть. Жюри отметило Людмилу Другову из театра «Гротеск» поселка Усть-Ордынский (спектакль «Двадцать минут с ангелом» в постановке Надежды Сафоновой), Игоря Сенского и Евгения Самовола за роли Угарова и Хомутова из иркутского «Предместья» («Двадцать минут с ангелом» заслуженного работника культуры РФ Ларисы Сериковой-Киркицы). Остальные «бабы Кати» уехали в ангарский «Чудак» вместе с актерами Натальей Андриенко, Владимиром Путято и Сергеем Метелкиным. Ангарский «Обломов. Ds: totus» и иркутские «Двадцать минут», судя по итогам этого награждения, стали лучшими постановками фестиваля.
Как заявила на торжественном закрытии директор фестиваля, начальник отдела по культуре администрации АМО Елена Кириченко, подготовка к следующей «Театральной осени» уже началась. Еще бы – в 2014 году нас ждет юбилейный, XX-й фестиваль, который, к тому же, совпадет с 60-летием народного театра «Чудак». А значит, впереди – совершенно особенный сезон, с массой приятных сюрпризов и хороших новостей.