Как работает художник – всегда загадка. Путь от замысла до создания художественного полотна может исчисляться минутами, а может – годами. И для нас, обычных зрителей, он, как правило, остается неизвестным. Однако ангарский художник Михаил Кузнецов приоткрыл поклонникам своего творчества и, конечно, коллегам завесу тайны. В МАУК города Ангарска «Художественный центр» открылась уникальная выставка этюдов живописца, которая будет работать до конца сентября.
Первое, что удивляет, когда заходишь в выставочный зал Художественного центра, – количество представленных работ. Их здесь 58. И это только те, что уместились, те, которые получили «одежду» (в творческих кругах знают, как непросто обеспечить каждую свою работу достойной рамой). В мастерской, по словам Михаила Кузнецова, осталось столько же. И неудивительно – художник выставил этюды, которые писал в течение десяти лет!
Все работы – натурные, пленэрные, то есть написанные на природе, на свежем воздухе или, как говорят художники, a la prima – «в один прием», «с первого раза». В них потом и поправить-то ничего нельзя: как написал, такими их и увидят потомки. Они запечатлели первые, самые яркие впечатления автора. Причем, не только от природных красот, но и от человеческих лиц или, вернее, личностей.
– Сейчас мало кто пишет с натуры, – комментирует Михаил Кузнецов, – живописная трансформация природы требует участия многих человеческих способностей. Моим собратьям-художникам будет интересно посмотреть эти работы. Я и совет устроить такую выставку получил от коллег в Союзе художников Иркутска.
В этюдах Михаила Александровича красочные мазки и цветовые пятна каким-то волшебным образом складываются в горы, деревья, водные и небесные просторы, человеческие фигуры, искорки взгляда. Когда начинаешь всматриваться в работы, кажется, что, как и в своих картинах, автор способен запечатлеть воздух, остановить волны, сохранить само время в стенах и крышах старых деревенских домов. И все это – на одном дыхании! А ведь этюды – это только тренировка способностей живописца, своего рода черновик… Необходимый, однако, для взращивания художественного потенциала художника, для достижения истинного мастерства.