Впервые в Ангарске, в выставочном зале Ангарского музея часов, 12 сентября открылась выставка произведений художников-керамистов, ставших участниками всероссийского симпозиума по керамике. Выставку здесь ждали, к ней готовились – педагоги детских художественных школ привели на открытие своих учеников. Любовь Примак, педагог-керамист ДХШ №1, призналась: за каждым шагом симпозиума внимательно следила в социальных сетях, очень хотела увидеть плоды двухнедельного творчества коллег вживую.
Уникальный для России проект – всероссийский художественный симпозиум по керамике «Байкал-КераМистика» – прошел на острове Ольхон уже во второй раз. С 20 июня по 4 июля 2013 года в поселке Хужир (работа была организована таким образом, чтобы Байкал всегда был в поле зрения художников) 23 профессиональных художника-керамиста из разных городов России создавали произведения искусства. Представителей Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Перми, Рязани, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Хабаровска вдохновлял на творчество Байкал.
Этот проект не похож на фестивали гончаров, игрушечников, мастеров-ремесленников, которые проводятся в стране достаточно часто и собирают огромное количество как участников, так и зрителей. Он создан для встреч и совместной творческой работы именно профессиональных художников-керамистов, неслучайно и называется он симпозиумом. Художники здесь могут не только реализовать свои авторские замыслы, но и делиться с коллегами профессиональным личным опытом, интересными приемами, новаторскими способами декорирования и обжига керамики.
Каждый из участников получил по 20 килограммов глины, возможность воспользоваться тремя видами обжига: японской древней технологией раку, редукционным бескислородным способом и дровяным бочковым обжигом с применением солей, – и практически бесконечное поле для созидания. Керамисты могли использовать излюбленные методы декорирования керамики и попробовать новые, в том числе и традиционный древний обвар в мучной болтушке. Участникам оставалось только применить предоставленные возможности для создания законченных художественных объектов.
Керамика – особое искусство. Вытаскивая заготовку из печи, художник не знает, что у него получилось: обугленный черепок или произведение искусства. Не каждый обжиг помогает раскрытию темы, еще труднее попасть в предложенные на пленэре условия, потому что работа в мастерской разительно отличается от того, что было на Ольхоне.
Но и керамисты – люди необыкновенные. Да и Ольхон не зря считается местом мистическим, вдохновляющим на созидание. За две недели творческого бессонного процесса им частенько приходилось и греться возле тех же печей, и прятать от местных коров мучной обвар, приготовленный для декорирования работ (два раза парнокопытных просто съедали). Ничто не смогло помешать вдохновению!
Первая выставка законченных работ была проведена на Ольхоне – прямо на рабочей площадке, в невысокой траве. Затем, с объявлением итогов и победителей в пяти номинациях, – в филиале Иркутского областного краеведческого музея. Теперь работы художников-керамистов, вдохновленных энергией Байкала, можно увидеть и в Ангарске. Экспозиция сборная, состоит из произведений искусства, оставленных художниками после первого и второго симпозиумов для фонда проекта, на базе которого со временем планируется создать музей современной керамики.
Здесь можно увидеть не только ольхонских коров «На перевале», дочь Байкала, рыбаков, эдельвейс и семейство бабочек, но и воплощение более абстрактных идей: байкальскую глубину, ветер, стихии, грозу, даже звездное небо – художники-керамисты легко убедили зрителей, что для их творчества границ попросту не существует. Организаторы Татьяна Ерошенко, автор и руководитель проекта, член Союза художников России, и Лидия Лось, координатор проекта, представили ангарчанам ольхонские работы и рассказали о своем творчестве. Они же готовы были ответить на все возникшие вопросы. Очень бы хотелось, чтобы в следующем году на ольхонский симпозиум керамистов отправились и ангарские художники: им есть чем поделиться с коллегами.