В гимназии №8 очень любят уроки литературы. Даже те дети, для кого она не является профильной дисциплиной, читают. И читают с удовольствием. Дело в подаче литературного произведения, в отношении учителя к своему предмету. Как правило, чтение здесь не ограничивается знакомством с книгой и ее разбором – оно имеет обыкновение переходить в творческие проекты.
Так произошло и с романом Жюля Верна «Таинственный остров». Прошлогодние восьмиклассники брали его для внеклассного чтения, но провести запланированную квест-игру по мотивам романа получилось только в начале нового учебного года – в минувшую субботу, 14 сентября. Школьники разыскали таинственный остров в окрестностях Ангарска, попробовали «выжить» в его необитаемых условиях, мало того – в эту идею оказались вовлечены и их родители. Но обо всем по порядку.
Ребята, которые сегодня учатся в девятых классах, занимаются в объединении «В мире фантазий и фантастики», которое уже четыре года успешно выполняет свою цель, приобщая школьников к литературе. На пути к Жюлю Верну они успели пройти через сказки Джанни Родари, истории Марка Твена и миры Рея Брэдбери.
Подготовка к проведению квеста по Жюлю Верну началась еще в конце прошлого учебного года, педагоги-словесники Ольга Мальцева и Наталья Дроздова вынашивали эту идею целое лето. Ведь, по требованиям длительной образовательной игры, одного литературного сюжета здесь недостаточно, необходима метапредметность – наличие навыков, знаний и умений, которые дают другие школьные дисциплины.
Как рассказала заместитель директора гимназии Галина Иксарь, в правила игры посвятили также родителей тех ребят, кто собирался принять в ней участие, – а это гимназисты из 9а и 9б, двое семиклассников и двое десятиклассников – всего 31 человек. Это было необходимо, так как дети должны были провести часть игрового времени на острове Большом в середине русла Китоя – их нужно было доставить туда и накормить горячей пищей по возвращении, не говоря уже о том, что требовалось элементарное согласие взрослых на подобную авантюру. В отличие от мам и пап, дети знали только часть сценария – так, они могли лишь догадываться, что за остров им предстоит найти, будет он реальным или воображаемым, а уж организаторы сделали все возможное, чтобы запутать след.
Собравшихся утром в актовом зале гимназии ребят с помощью беспристрастной жеребьевки разбили на команды, с которыми игротехники клуба «Новая цивилизация» провели тренинги на командообразование. В подготовке игры принимал участие директор образовательных программ «Школы нового поколения» Игорь Гребенник, особое внимание обращавщий на использование практических навыков школьников.
Первое задание – найти следы пребывания французского писателя XIX века в современном Ангарске – привело ребят в Музей часов, один из кинотеатров и библиотеку гимназии. Здесь каждая из команд получила письмо на французском языке со следующим заданием. Взглянуть на это стоило – послание на состаренной бумаге, написанное с помощью гусиного пера и чернил. Но это еще что!
Тем же вечером гимназистам на острове самим пришлось по примеру героев Жюля Верна отправлять письма с просьбой о помощи на всех известных им языках, зепечатав их в бутылки и пустив по Китою. Нет, они не попали в безвыходное положение, просто всем, попавшим на необитаемый остров, положено писать такие письма!
Выполненные правильно задания – кого-то раньше, кого-то позже – привели все три команды к переправе через Китой, которую обеспечивали супруги Орловы, руководители скаутско-туристического клуба «Фортуна» при ДТДиМ. Переправа, право на которую тоже надо было заработать, решив еще одну интеллектуальную задачу, оставила у ребят самые сильные впечатления – лодки, веревки, спасательные жилеты, преодоление своих страхов...
Уже на острове ребята должны были изучить новое для себя пространство, составить карту побережья, придумав названия для бухт и мысов, построить импровизированные жилища, добыть огонь путем трения (до огня не дотерли, но дым шел у всех!), очистить воду для питья, выбрать из предложенного посевного материала зерна пшеницы, сделать описание представителей местной флоры и еще многое другое.
Казалось бы, игра – а скольким способностям нашлось применение! Здесь и умение работать в команде, и навык выживания в дикой природе, не говоря уже о практическом применении чисто школьных знаний, к которым мы привыкли относиться свысока: мол, все равно переучиваться придется. Нет, теперь школы по-настоящему берут курс на подготовку ребенка к жизни. Квест гимназистов завершился запуском небесных фонариков, а на ангарском берегу их ждали родители с горячим чаем. Всем участникам игры вручили значки «В поисках таинственного острова» на память о незабываемом приключении.