19 сентября Московский центр непрерывного математического образования при поддержке Министерства образования и науки РФ опубликовал первый рейтинг пятисот лучших средних общеобразовательных школ России 2012-2013 учебного года.
Рейтинг создавался, основываясь на двух критериях – результатах ЕГЭ и участии школьников во всероссийских олимпиадах. Всего от Иркутской области в рейтинге самых-самых фигурируют 11 школ: четыре из Ангарска, шесть из Иркутска и лицей из Шелехова. Лучшими ангарскими школами стали лицеи №1 и №2, гимназия №8 и школа №10.
– Правительство вложило немало средств в развитие и модернизацию учебного процесса этих школ, – подчеркнул министр образования региона Виктор Басюк. – Включение иркутских школ в российский топ-500 способствует повышению их статуса. В этих школах работают высококлассные коллективы преподавателей, кроме того, там выстроены конструктивные отношения с родителями и партнерами.
Всероссийский рейтинг школ составлен впервые, он стал продолжением проекта, ранее проводившегося только в Москве, где список лучших школ публикуется не в первый раз. Топ-500 школ делится на две части: топ-25, где безоговорочными лидерами стали столичные школы, и другие российские учебные заведения, которые никак не ранжировались. Разделение школ на «хорошие» и «остальные» вызывает неоднозначную реакцию. Идея понятна – среднее образование буксует, нужен толчок для его развития. Теперь «топовые» школы могут широко распахнуть свои двери в ожидании орды родителей, жаждущих дать лучшее образование своим детям. И они его получат. Звучит как утопия, но..
Что произойдет с другими школами? Сразу вспоминается (как аналогия топу-500 лучших школ) рейтинг вузов РФ, публикация которого привела к закрытию и реорганизации многих учебных заведений. Ни для кого не секрет, что ангарские «топовые» школы проводят набор на конкурсной основе. Выбирают самых лучших и одаренных. Работать с такими детьми проще и интереснее, нежели искать таланты в обычных школах, где не столь выдающиеся способности учеников скрыты за семью замками. Очевидно, что уровень образования в «остальных» школах будет только снижаться, а дополнительное стимулирование финансовыми средствами будет распределяться с оглядкой на рейтинг. Получается вроде золотой крышки на деревянном горшочке – выглядит нелепо и некстати.
Александр Говорин