В последние годы в Ангарске значительно возросло количество детей, которые сталкиваются с трудностями в начальной школе. Родители не всегда уделяют достаточно внимания тому, что у ребенка возникают нелады с письмом или чтением, считая это обычным делом. А ведь эти проблемы – одни из самых актуальных для школьников, поскольку письмо и чтение постепенно становятся средствами дальнейшего получения знаний учащимися.
Кроме того, письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Этим обусловлен интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии – специфических нарушений письма – у детей.
Чтобы устранить нарушения письменной речи и снизить уровень устойчивых специфических ошибок письма у младших школьников, учителю-логопеду необходимо использовать синтез методик по психологии, нейропсихологии и нетрадиционные методы, так как нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в самых разных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом и педагогическом.
Наиболее часто встречающаяся форма нарушений письменной речи у детей – аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с третьего класса, когда школьник вплотную приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой.
Среди причин, вызывающих дисграфию, выделяют обусловленную вредными воздействиями или наследственной предрасположенностью задержку в формировании важных для письма функциональных систем, нарушения устной речи органического генеза, трудности становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий (латерализации), нарушения восприятия ребенком пространства и времени и другие причины. Спровоцировать их появление могут аффективные расстройства.
Таким образом, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, возникающей на этой основе функциональной недостаточности, средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся начальной школы. По данным логопедических обследований, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30 процентов. Однако до настоящего времени эффективность работы по коррекции дисграфии недостаточно высока.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Дисграфия влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. И наоборот, формирование у ребенка мыслительных операций способствует становлению как учебной деятельности в целом, так и овладению процессом письма.
Ирина Гладько, учитель-логопед МБОУ «СОШ №27»