Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В этот день отметят свой профессиональный праздник водители всех автотранспортных средств. В том числе, конечно же, городского транспорта, которым пользуется большинство ангарчан.
Увы, многие пассажиры сейчас разуверились в профессионализме водителей маршрутного транспорта. Мол, молодежь, лихачат. А то и вовсе приезжие работают, которые на русском даже остановку объявить не могут... Но нет. Остались еще в водительских рядах ценные кадры. Настоящие профессионалы своего дела, которым даже самый сложный маршрут доверить не страшно!
Анатолий Быков работает водителем 35 лет. И это при том, что ему самому всего 53. Коренной ангарчанин. Еще в 1975 году, будучи восьмиклассником, пришел обучаться вождению в учкомбинат. Выучился. Но сдавать на права в 15 лет было рано. Сдал экзамены в ГАИ Анатолий Быков, как положено, в 18 лет. А потом сразу вышел на работу. Вначале устроился на автобазу №1 УАТ (управление автомобильного транспорта) АУС-16 слесарем. Но вскоре поменял слесарные ключи на «баранку». Работу выбрал самую мужскую – водитель-дальнобойщик.
– На МАЗе за 13 лет исколесил пол-Евразии, – вспоминает Анатолий Викторович. – И в Китае был, и в Минске, в Дарасуне, Минусинске, Краснокаменске... На Севере также довелось побывать. Работа тяжелая – месяц, бывало, в рейсе и только неделю дома. Жена вздыхала – мол, дети без тебя растут. Но я не сдавался. Ведь деньги платили хорошие. Ну а семья... Когда часто разлучаешься – больше любишь!
В восьмидесятые главным местом работы для дальнобойщика стали стройки. Наше Ангарское управление строительства возводило дома по всей стране. И Дарасун, и Аршан, и другие города требовали стройматериалов. Вот их и возили. А в девяностые, в тяжелые времена повального дефицита, на МАЗе Анатолию Быкову пришлось возить бартер.
– В Минск я вез металл, а они мне прямо в кузов новые тягачи ставили, – рассказывает бывший дальнобойщик. – Вот так и жили. Меня тогда поражало то, что пустота в магазинах была только в Иркутской области и в Чите. В Красноярск въезжаешь – и уже есть что прикупить домой. Так что моя семья в те годы не голодала.
И все-таки работу дальнобойщика пришлось оставить. Кризис в стране ударил по АУСу. В 1997 году Анатолий Быков устроился в Автоколонну 1948 водителем городского автобуса. Много лет отработал на настоящем «чуде» техники – «Икарусе» с прицепом. Эти автобусы в народе называли «гармошкой». Они имели три двери, посередине круглую площадку с резиновой крышей и стенками. В его салоне могли одновременно поместиться до 200 пассажиров. Управлять «гармошкой» было сложно. Но Анатолий Викторович проработал больше 10 лет без единой аварии.
Нет аварий по вине водителя у него и сейчас. А вот другие транспортные средства автобус профессионала часто «таранят». Особенно рьяно бьют автобус таксисты.
– Недавно стою на остановке в 7 утра, жду людей по заявке. И вдруг сзади – удар. Таксист заснул за рулем, врезался в автобус. Два месяца назад мне также таксист в бок въехал, не успел затормозить, – сокрушается Анатолий Быков.
А автобусы – они ведь не двужильные. Ремонт постоянно требуется, особенно на пригородных маршрутах.
Кстати, основной маршрут водителя с большим стажем – «Ангарск – Савватеевка». Дорога непростая, пассажиры – тоже. Дачники норовят всего побольше перевезти. И доски с собой тащат, и тележки, и кули с урожаем. В автобус, бывает, до 120 человек набивается. И все с котомками. Провисает старенький ЛИАЗ до земли... Но что делать? Людей надо везти.
И это еще не главная сложность в работе водителя. Молодежь, по словам бывалых, чаще всего не справляется с графиком работы. Четыре, а то и пять дней в неделю надо вставать в 4 часа утра. А если выпадает первый савватеевский рейс – то вообще в три часа ночи. Домой приходишь не раньше 10 часов вечера.
Хорошо ли оплачивается такой труд? Анатолий Викторович смеется – не жалуюсь! Хоть и не миллионы, а жить есть на что.
Кстати, в семье по стопам отца пошли и сын, и дочь. За баранкой чувствуют себя уверенно. Правда, водят для души. Сын работает на Цемзаводе крановщиком, дочь учится в институте. В семье есть автомобиль – легковушка «Мазда». Только супруга водителя-профессионала так и не стала получать права. Зачем, если муж куда угодно довезти может?!
Вот такая она непростая – жизнь «за баранкой». И пусть кто-то считает ее непрестижной – из десятка молодых людей, пришедших летом в автоколонну работать водителями, остался только один, – зато интересная. А профессионалом, может, только один из десятка и становится. За что им на дороге почет и уважение!