В феврале этого года на заседании совета по развитию местного самоуправления в Большом Кремлевском дворце президент России Владимир Путин заметил:
«Практически на каждой встрече представители муниципальной власти говорят о несистемном, часто необоснованном и навязчивом внимании к ним со стороны контрольно-надзорных органов. О том, что подготовка формальных отчетов, справок, материалов для многочисленных проверок съедает массу времени, отнимает кадровые ресурсы в ущерб реальной, а не бумажной работе».
И, мельком взглянув на Генпрокурора Юрия Чайку, продолжил:
«Конечно, органы госконтроля, органы надзора выполняют очень важную функцию, и мы с вами понимаем, часто без этого контроля и надзора просто не обойтись. Но важно вести публичную отчетность об итогах проверок, о достигнутом результате. Когда контрольно-надзорные органы сами начнут отчитываться перед обществом, тогда станет видно, насколько адекватен полученный результат затраченным на его организацию ресурсам.
Нужно понимать, что проблемы копились давно, и одним щелчком никто, никакая муниципальная власть их не решит. Нужна системная работа. В большинстве случаев местная власть просто не может одновременно, одномоментно привести объекты социальной и инженерной инфраструктуры в соответствие со всеми установленными нормативами. Этот фактор обязательно должен учитываться при проверках. Формальный подход, который нередко ориентирован на количественные показатели и применение штрафных санкций, здесь неэффективен и, главное, не приводит к повышению качества муниципальных услуг…
Контрольно-надзорная деятельность должна способствовать эффективному исполнению муниципалитетами возложенных на них полномочий. На деле улучшать ситуацию в здравоохранении, образовании, в жилищно-коммунальной сфере, создавать условия для качественной, благополучной жизни наших граждан. Это общая важнейшая задача и для контрольно-надзорных органов, и для местной власти, для всех нас».
Главный вывод февральского заседания совета (который возглавляет лично президент России) – надо меньше «кошмарить» органы местной власти бесконечными проверками, не связывать им руки – прокурор Ангарска Дмитрий Погудин воспринял с точностью до наоборот. «Прокурорские» буквально поселились в кабинетах администраций Мегета, Ангарска и Ангарского района, фактически парализовав их работу.
Погудин и до февраля 2013 года усердно «кошмарил» муниципальную власть, правда, делал это весьма избирательно – фактически не обращал внимания на финансово-имущественные «художества» городской администрации Леонида Михайлова и одновременно буквально заковал в надзорную осаду районную администрацию Владимира Жукова. Эта неприкрытая предвзятость и целенаправленность деятельности (и бездеятельности) городской прокуратуры стала еще более очевидной после того, как Владимир Жуков выиграл выборы в 2012 году и сменил Леонида Михайлова на посту главы Ангарска. Деятельность администрации Михайлова осталась для Погудина неприкосновенной и после ее отставки, зато администрации Жукова приходится отвечать и за реальные «грехи» (финансово-имущественные махинации) предыдущей команды, и за свои несуществующие «грехи».
За 2012 год из прокуратуры города Ангарска поступило 183 документа (запросы, представления, требования, информации, протесты), в 2013 году количество таковых возросло до 429. В отношении должностных лиц администрации было возбуждено 10 дел о привлечении их к ответственности за совершение административного правонарушения. Однако для рассмотрения в суд эти дела так и не поступили, так как были возбуждены незаконно.
Против самого Жукова было возбуждено одно и предпринимались попытки возбудить три уголовных дела со всей полагающейся в таких случаях атрибутикой (маски-шоу, допросы, прессинг подчиненных), которые затем неизбежно прекращались из-за отсутствия состава преступления. Апогей прокурорского беспредела (а как можно еще назвать такие действия должностного лица?) наступил в октябре этого года. В ряде частных коммерческих структур и муниципальных учреждений были проведены несанкционированные обыски и аресты сотрудников. Цель – «выбивание» компрометирующих Владимира Жукова сведений и показаний. Несмотря на то, что к арестованным и помещенным в изолятор временного содержания применялись действия, которые иначе как пытками и назвать-то сложно (им не давали воды, оказывали психологическое давление, лишали сна, в качестве еды давали брикеты сухой лапши без воды), цель достигнута не была. Но это стало последней каплей, переполнившей долготерпение Владимира Жукова: он напрямую обратился к ангарчанам и объявил голодовку. Это не был шаг отчаяния, не самоцель, это была осознанная акция, призванная вытащить на поверхность застарелую перезревшую проблему, сковавшую деятельность муниципалитетов, напрямую отражающуюся на благосостоянии населения территорий. Только в Приангарье подобное давление испытывают главы Иркутска, Братска, Шелехова, Тайшета, Усолья, Тулуна и т.д.
Сегодня голодовка временно приостановлена, но резонанс, вызванный этой акцией, все еще не угас. Поэтому я счел необходимым встретиться с главой Ангарска и взять у него интервью, чтобы жители города могли оценить создавшуюся ситуацию, получив информацию, так сказать, из первых уст.
– Владимир Валентинович, почему ваше обращение направлено именно к жителям Ангарска, а не, например, к губернатору или в областную прокуратуру?
– Во-первых, присягу я давал народу и именно ему я подотчетен в первую очередь. Ангарчане уже четыре раза с 2005 года оказывали мне доверие, избирая на различные выборные посты – в городскую и районную Думы и главой Ангарска. Идя на выборы, я давал избирателю определенные обещания, а все свои обещания я привык выполнять до конца. И если кто-то сознательно мешает мне честно делать свою работу, с такими людьми я буду бороться бескомпромиссно, опираясь на доверие, оказанное мне ангарчанами. Поэтому именно к ним я и обратился.
Во-вторых, в высокие инстанции вплоть до Генерального прокурора обращались неоднократно и я лично, и различные общественные организации, Общественная палата, например. Эффекта – ноль. Отсюда вывод: свои проблемы мы должны решать сами. Все вместе.
А в-третьих, прокурор сегодня – гиря на ногах не только у муниципальной власти, но и у всех ангарчан. В прокуратуру непрерывным потоком стекаются жалобы (личные и коллективные) от жителей Ангарска на незаконные действия управляющих компаний, которые не рассматриваются по существу. В ответ шлются лишь отписки с отказом принятия мер прокурорского реагирования. Проведено шесть совместных проверок (прокуратура, полиция), по которым установлены факты хищения управляющими компаниями денежных средств собственников жилья. И опять никаких решений не принято. Более того, он еще мешает администрации наводить порядок в системе ЖКХ, обвиняя ее в самоуправстве. Лично мне как главе города такой «помощник» не нужен. Поэтому я и обращаюсь к ангарчанам – а вам нужен такой прокурор?
– Как вы думаете, что толкает прокурора города на подобные действия? Неужели он не понимает их деструктивность, не понимает, что наносит существенный ущерб Ангарску?
– Этот «прокурорский феномен» вполне объясним, тем более что никакого феномена на самом деле и нет. Органы местного самоуправления выделены из системы государственной власти еще в 1993 году. При этом муниципалитеты наделены определенными полномочиями и не находятся в прямом подчинении у субъектов федерации и других институтов государственной власти. Даже при острейшем дефиците местных бюджетов они обладают определенной самостоятельностью. Для осуществления государственного надзора за муниципальными образованиями прокуратуру наделили исключительными полномочиями. А если тебе даны широкие права контролировать все и вся, грех этим не воспользоваться в личных целях. Поэтому отдельные прокурорские чины пустились во все тяжкие. Где-то они срослись с коррумпированной местной властью и стали ее главной «крышей», где-то занялись откатами на ремонте и строительстве дорог, где-то – игорным бизнесом. Там, где муниципальная власть работает по-честному, нечистоплотные «прокурорские» вступают в сговор с местным криминалитетом и «кошмарят», как выразился Владимир Владимирович, местные администрации. Функции прокуратуры на местах искажены, там она стала чем-то вроде опричнины времен Ивана Грозного. Безусловно, далеко не все прокуроры – отъявленные коррупционеры и «крышеватели», но все же «оборотней» достаточно, чтобы они стали одной из всероссийских проблем, добавившись к дуракам и дорогам.
На эту проблему уже обратил внимание президент страны, о ней говорят на совете по развитию местного самоуправления и на ассоциации сибирских и дальневосточных городов, волнует она уполномоченного по правам человека в Иркутской области.
Что же касается конкретно Дмитрия Погудина, то он человек зависимый, причем от многих. Он ставленник и преемник Мельникова и Некрасова. Ангарск к тому времени уже криминально сформировался, а в Иркутской области было сформировано некое «прокурорское братство». Задачи, по всей видимости, перед ним были поставлены конкретные, и спрос будет соответственный.
Отсюда можно сделать вывод: Погудин совершенно несамостоятелен – нити к нему тянутся и сверху, и сбоку, и снизу. Он зависим и при этом вне системы. По должности являясь «оком государевым», на самом деле он не государственник, руководствуется исключительно установками своих «боссов» и личными амбициями, желаниями и обидами. Интересы города и ангарчан Погудина мало волнуют. Его задача – подчистить хвосты тех, кто хозяйничал в Ангарске последние десять лет.
Поэтому сегодня тормозятся любые расследования финансово-имущественных махинаций должностных лиц предыдущих администраций. Именно поэтому экс-председатель КУМИ Вадим Данилов, получивший за свои махинации всего 2 года поселения, так и не доехал до колонии. Теперь он успешный банкир, видимо, распоряжается бывшими бюджетными средствами. Госпожа Алёхина вместо того, чтобы отвечать по закону за содеянное на посту председателя ДУМИ (хотя бы по «делу «Ангарского трамвая» о хищении 14 миллионов рублей), преспокойно через своих родственников владеет сетью магазинов. Также в полном порядке и госпожа Рудникова, через сына прибравшая к рукам не одно муниципальное помещение. Сегодня наш прокурор – по сути, гарант безнаказанности подобных деятелей. И мне было нечего возразить одному моему собеседнику, назвавшему Погудина торпедой, кистенем в руках тех, кто наворовал и очень хочет сохранить наворованное.
Результат их деятельности – в городе не осталось муниципального имущества. В Прогнозный план приватизации на 2014 год внесено два подвала (!), один из которых находится в ужасном состоянии.
И я снова повторяю свой вопрос к ангарчанам – вам нужен такой прокурор?
– Неужели Погудин не боится ответственности за все, что он наработал за годы своего прокурорства в Ангарске?
– До сих пор система безответственности и безнаказанности в Ангарске действовала без сбоев. До сих пор. Тем не менее я уверен, что Погудин боится. Очень боится! Сегодня ни он, ни его «патроны» не подписывают ни одного из сомнительных документов на обыск, проверку и т.д. Подставляют своих замов, работников следственного комитета…
– Президент Владимир Путин сегодня требует от прокуратуры публичной отчетности об итогах проверок, о достигнутом результате. Ангарская прокуратура пока не спешит обнародовать свою деятельность. Почему?
– А чем она может похвастаться? Что сгорело 22 и похищено 7 муниципальных автобусов, а она не нашла в этом состава преступления? Что «простила» бывшему директору МАУ «Березовая роща» Козлову факт хищения бюджетных средств в размере 10 млн руб.? Пропустила «мимо кассы» хищения десятков млн руб. в МАУ «Ермак» и около 4 млн руб. в МКП «Благоустройство»? Прекратила уголовное дело по факту хищения муниципального имущества на 300 млн руб., находящегося в хозяйственном ведении МУП «ПЖЭРП», еще на 200 млн руб. у «Жилсервиса»?
Что в серьезных нарушениях при реализации программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, которые выявили контролирующие органы администрации Ангарска, фигурирует супруга прокурора города, бывший начальник отдела ДУМИ Ия Погудина? Что после ее увольнения таинственно исчезли важные документы, а затем всплыли в прокуратуре? Что прокурор публично обвинил действующую администрацию в нарушении закона, хотя все эти нарушения допускались прежней администрацией, в которой работала его жена, деятельность которой он, естественно, вообще не берет во внимание.
Что прокурор одновременно арестовывает счета муниципальных предприятий и требует выплаты заработной платы их работникам? Это даже не цинизм…
Что Погудин горой встал на защиту ОАО «ДСК-156», выигравшего торги при помощи заведомо подложного документа – банковской гарантии – и отвратительно убиравшего наши городские дороги? Что на 2 месяца заморозил все дорожные работы в Ангарске? Что никак не отреагировал на факт незаконного отчуждения должностными лицами прежней администрации городских земельных участков напротив центральных ворот кладбища «Березовая роща»?
Что прокуратура заволокитила, переквалифицировала действия обвиняемых лиц на менее тяжкий состав преступления, а затем вовсе прекратила уголовное дело по факту покушения на убийство председателя ТИК АМО Мазиной? Хотя и заказчики, и исполнитель были выявлены и арестованы.
Что фактически проигнорировала факт нападения на депутата городской Думы Ирину Сутырину, поджоги автомобилей районного депутата Олега Тюменева и руководителя школы «Мужество» Виктора Скокнина?
Зато когда «подожгли» автомобиль и магазин другого депутата – Александра Куранова, наша доблестная прокуратура поупражнялась на всех руководителях Ангарского района. Края потеряны безвозвратно…
Не может наша прокуратура обнародовать такой отчет. Нечего господину Погудину сказать народу, поэтому он сбежал с заседания Общественной палаты и не явился на заседания политсовета Ангарского местного отделения «Единой России». Поэтому он вынужден лукавить в своих интервью.
И я снова повторяю свой вопрос – вам нужен такой прокурор?
– Прокурор продолжает мыслить и действовать по инерции, проблемы города его не интересуют. Прокурор боится и лукавит, но продолжает давить на муниципалитет, блокировать работу местных администраций. Так где же выход?
– Я его уже обозначил – в отставке Дмитрия Погудина с должности прокурора Ангарска. С его уходом оборвутся горизонтальные и, надеюсь, ослабнут вертикальные нити, делающие из прокурора марионетку. Проверок мы не боимся. Мало того, именно мы, а не прокурор, выступаем инициаторами проведения проверок по выявленным фактам нарушения законности. И эти проверки должны выполняться, во-первых, обоснованно, а во-вторых – строго в соответствии с законом.
Хотя кто-то сказал, что правда выше закона, а выше правды – справедливость. И я уверен, что справедливость в конечном итоге восторжествует. Потому что на нашей стороне – правда.
Беседовал Александр Пашков
Материал предоставлен пресс-службой города Ангарска