День 27 октября стал для ребят из театра «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи знаменательным: в это воскресенье они сыграли сразу два премьерных спектакля. И если первый предназначался для зрителей младшего возраста, то для второго требовалась публика постарше.
Ведь «Черный альпинист», поставленный режиссером театра заслуженным работником культуры РФ Тагиром Хамитовым по пьесе молодого московского драматурга Александра Крастошевского, был наполнен символами и метафорами, которые автор для простоты «упаковал» в полумистический-полуромантический сюжет. А главное – действие пьесы происходит в наши дни, и действуют в ней молодые люди – ровесники тех, кто играл на сцене и собрался в зале. Это и определило ее судьбу.
Как заметил Тагир Романович, автор «Снов Черного альпиниста» (а именно такое название носит пьеса) сам позвонил из Москвы и предложил свою работу для постановки. У режиссера пьеса восторга не вызвала, но очень понравилась ребятам из молодежной студии театра. Они самостоятельно начали репетировать, а когда показали свои наработки Тагиру Романовичу, он понял: эта вещь их взволновала, значит, надо ставить.
Так родился спектакль. На первый взгляд, совершенно не в эстетике «Родничка», который всегда тяготел к сказкам и классической, проверенной временем драматургии. И о том, «как надо», здесь ничего нет. Речь идет об обычных молодых людях с вереницей ошибок и проступков, встреч и расставаний за плечами, со своими целями, мечтами и надеждами – таких мы видим каждый день. Но, несмотря на более-менее обширный жизненный опыт, к собственно жизни они оказываются неготовыми. Чтобы выяснить это, им нужно было отправиться в горы и подняться на высоту три с половиной тысячи метров над уровнем моря. Выше – уже не получилось.
«Горы лжи не прощают», – звучит в спектакле из уст опытного инструктора. А таинственная легенда о Черном альпинисте как будто специально была рассказана в лагере, чтобы сбыться до последней фразы: «Если всё ж увидит кто из группы Черного альпиниста – это знак. Значит, не все ладно меж товарищей – ссорой попахивает или еще похуже чем. Тот же, кто Черного альпиниста увидел, должен быть готов к тому, что скоро предстоит ему выбор сделать… серьезный выбор – можно сказать, не на жизнь, а на смерть. Да только после этого выбора вся его жизнь изменится… ничто уже не будет прежним». Призрак несчастного Августа Страуба видят все шестеро членов группы, а в живых остаются только двое…
Надо сказать, что даже в непривычном для себя амплуа актеры «Родничка» профессионально справляются со своей задачей. Играют они увлеченно, искренне, видно, что за каждым из образов, созданных Еленой Берестенниковой и Алексеем Рогозиным, Фивеей Рыбаковой и Максимом Мараевым, Полиной Дягилевой и Павлом Сединкиным, – долгие раздумья, большая внутренняя работа. Необычно и художественное решение спектакля: полотнище, облегчающее появление Черного альпиниста, и туристическая палатка, где разворачивается основное действие, легко превращаются в саван снежной лавины.
– Это спектакль-притча, – поясняет режиссер Тагир Хамитов. – Горный туризм – не основа пьесы, а символ. Что нужно для восхождения? Готовы ли мы к покорению вершин, готовы ли что-то в жизни своей изменить? Об этом спектакль.