С Людмилой Дивуенко мы познакомились в августе этого года на Ангарском Арбате. Ее работы притягивали и преломляли солнечные лучи того летнего дня, сверкая всеми цветам радуги и привлекая всеобщее внимание. Обмениваясь с мастерицей визитками, я тогда подумала: «Непременно надо на страницах газеты рассказать об этих необычных картинах из стекла». А в конце октября Людмила Анатольевна позвонила сама: «Приходите в гости! А то скоро мои работы разъедутся по выставкам, показать дома будет нечего!».
К выставкам творческих работ Людмила Дивуенко имеет особое отношение. Несколько лет назад одна такая ярмарка изменила ее жизнь. Инженер-проектировщик одного иркутского предприятия побывала на выставке ландшафтного дизайна в «СибЭкспоЦентре», после чего поступила на курсы дизайнеров и сменила профиль своей деятельности, занявшись творчеством. Сейчас она преподает на отделении дизайна в Ангарском экономико-юридическом колледже и занимается с ребятишками в изостудии ЦРТДиЮ «Гармония». А в свободное от работы время создает картины из стекла.
Маленькие разноцветные кусочки стекла в ее квартире можно найти повсюду – они занимают многочисленные баночки, коробочки на полках, столах, подоконнике, а главное – они красиво переливаются в картинах, которые украшают все стены ее однушки. Из стекла созданы цветочные букеты, скользящие по волнам парусники, одиноко возвышающиеся из морской пучины маяки, диковинные пейзажи, церкви с позолоченными куполами и даже Богородица. Все работы выполнены в технике витражной мозаики и без преувеличения являются неповторимыми. Потому что при всем желании создать из сотен разных осколков стекла еще одну такую картину невозможно – осколки образуют уникальную мозаику. В квартире Людмилы Анатольевны, которая служит ей и мастерской, есть даже камин, огонь которого тоже сложен из стекла. Смотрится очень эффектно!
По словам Людмилы Дивуенко, стеклянным творчеством она увлеклась два года назад. «Эта техника привлекла меня своей доступностью, – говорит она. – Стекло не надо запекать в специальной печи. А используемые при создании картин витражные краски сейчас можно приобрести в магазине. Первый шаг – это разработка эскиза. Надо придумать сюжет будущей картины, проработать композицию, подобрать цветовую гамму. Потом необходимо нанести контур изображения на стеклянном полотне. После контур заполняется краской, а поверх нее укладываются кусочки стекла нужного цвета. Осколки приклеиваются на краску и образуют заданный рисунок. Стекло можно приклеить только на свежую каску – у художника есть минут 20, чтобы сложить мозаику, подобрать осколки нужного размера и формы».
Людмила Анатольевна признается, что все, кто впервые видит ее картины, задают ей один и тот же вопрос – где она берет столько цветного стекла? «С материалом сложно, – говорит мастерица. – Сейчас все заменили на пластик. Иногда нужные осколки под ногами нахожу – битые бутылки синего и зеленого цвета. Раньше в ход шли кусочки светофорного стекла, но сейчас в светофорах стекло почти не используется. Если у знакомых разбился фужер, ваза или вазочки, они знают, кому могут пригодиться осколки. Однажды я нашла на улице стеклянный плафон красивого нежно-лимонного цвета. Сюжет для картины родился в тот же вечер! Я завернула плафон в газету, затем положила его в полиэтиленовый пакет, взяла молоток и пошла во двор. Вскоре плафон был разбит на мелкие кусочки. Та же участь ждала синюю и зеленую бутылки. Мужчина, наблюдавший за мной, не выдержал, подошел и спросил, что это я такое делаю. «Творю!» – отвечаю. Но это он и сам понял. А что именно творила, можно увидеть теперь – это корабль с желтыми парусами – вот он, плафон! Большая удача – найти красное стекло. Конечно, можно положить прозрачное стекло на красную витражную краску, но таким образом насыщенности в цвете не добьешься».
По словам Людмилы Дивуенко, работа над одной картиной занимает дней 7-10. Мозаика складывается по вечерам, после шумного трудового дня, когда никто не отвлекает от творчества. Острые разнокалиберные кусочки стекла быстро заполняют пространство картины. Главное, не рассыпать материал в азарте работы! А такое бывало, и не раз. А вот серьезных порезов стеклом у художницы не случалось, и сами картины получаются у нее гладкими, без острых краев. «Стекло – сложный, но интересный материал, – говорит Людмила Анатольевна. – Его прозрачность, объемность, фактура придают изображению особую прелесть. Стеклянные грани красиво переливаются на свету – солнечном и электрическом. Очень люблю работать с хрусталем. Его трудно разбить на кусочки нужного размера, но если постараться, то картина заиграет по-особенному. Это можно увидеть на примере работы «Храм» – хрустальная церковь не потерялась на прозрачном фоне основы, она словно выступает из стекла, выделяясь блеском и структурой. А вот в картине «Георгины» использовано обычное бутылочное стекло – я положила его вогнутой стороной вверх, и это тоже сыграло на образ натюрморта. Иногда использую в работе стеклянные бусины, стразы. Если раньше стеклянные осколки составляли основной рисунок картины, то теперь часто им же заполняю и пространство между элементами изображения – это уже более сложный уровень витражной мозаики».
По словам Людмилы Дивуенко, и студентам колледжа, и ребятишкам из «Гармонии» очень нравится работать со стеклом. После знакомства с витражной техникой дети с удовольствием выкладывают цветные осколки на DVD-дисках, которые служат основой для их картинок. И вот что замечено, даже такие незамысловатые работы выглядят очень нарядно. При помощи мозаики можно создать не только картины, но и украсить любые стеклянные поверхности – окна, зеркала, вазы, баночки, светильники. Сама Людмила Дивуенко сейчас работает над дизайном бутылок, которые хочет оформить в стиле гжель. Лучшие ее работы ангарчане могут увидеть на городских и областных выставках – ближайшие из них пройдут в Художественном центре (выставка работ педагогов дополнительного образования «Творчество без границ») и центре прикладного творчества в 13 микрорайоне «Радуга» (выставка «Родной край»). Ну а мы пожелали талантливой мастерице когда-нибудь организовать персональную выставку своих оригинальных, хрупких и блистательных во всех смыслах картин.