Рубрика
Происшествия и криминал
Телефонное мошенничество известно давно – оно возникло вскоре после массового распространения домашних телефонов. В настоящее время, когда личный номер мобильного телефона может быть у любого члена семьи – от семилетнего ребенка до восьмидесятилетнего пенсионера – случаи телефонного мошенничества множатся с каждым годом. Чаще всего на удочку телефонных мошенников попадаются пожилые люди или доверчивые подростки. При этом каждый человек может стать их жертвой, если не будет следовать простым правилам безопасности.
Наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества:
– обман по телефону: требование выкупа или взятки за якобы освобождение из отделения полиции знакомого или родственника;
– смс-просьба о помощи: требование перевести определенную сумму на указанный номер, в котором используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.п.
Эти схемы уже не раз использовалась, и многие стали жертвами хитроумных игр преступников. Тут все построено на психологии: к примеру, раздается звонок, и в телефонной трубке вы слышите чей-то взволнованный голос: «Мама (папа), спасай, я сбил (покалечил в пьяной драке) человека, говорю с телефона следователя (гаишника, опера), передаю трубку ему». А дальше с вами говорит как бы представитель силовых структур, который рассказывает вам историю, в которой якобы ваше чадо совершило некое преступление, но, пока нет никого из руководства, можно договориться, времени катастрофически мало, так как скоро того увезут (приедет начальство, журналисты) и историю невозможно будет замять. Вывод: необходимо в ближайшие минут 15-30 подъехать с энной суммой денег. Казалось бы, если говорит не твой сын (дочь), то зачем же платить? Однако в случае возникновения такой тревожной ситуации у многих автоматически включается родительский инстинкт, заставляющий игнорировать явные сигналы о неправдоподобности происходящего. Как показывает следственная практика, по данной схеме провели не одного здравомыслящего человека.
Для общения с потенциальной жертвой мошенники используют либо смс, либо телефонный звонок. Сообщение на мобильный – это мошенничество «вслепую»: такие рассылаются в большом объеме в надежде на доверчивого получателя. Телефонный звонок позволяет манипулировать человеком при разговоре, но при таком общении можно разоблачить мошенника правильным вопросом.
Цель преступников – заставить жертву передать свои денежные средства «добровольно». Изъятие денежных средств может проходить разными способами. Мошенники вынуждают человека либо передать деньги им из рук в руки, либо оставить их в условленном месте, или же приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды карт. В последнее время участились случаи, когда людей обманным путем вынуждали переводить деньги на счет с вводом специального кода, а также звонить на специальный телефонный номер, после чего с телефона жертвы снимался весь баланс.
Мошенники очень хорошо знают психологию людей. Они «играют» на вашем беспокойстве за близких и знакомых, тревоге за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту.
Чтобы противодействовать обману, достаточно знать о существовании мошеннических схем и в каждом случае, когда от вас будут требовать перевести деньги, задавать уточняющие вопросы. Телефонные мошенники рассчитывают на доверчивых, податливых людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Спокойные, уверенные вопросы отпугнут злоумышленников.
Правила для тех, кто не хочет попасться на уловки мошенников
1. Если вы сомневаетесь, что звонивший действительно ваш друг или родственник, постарайтесь перезвонить на его реальный мобильный телефон. Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями или близкими для уточнения информации. При получении звонка или сообщения не паникуйте, найдите способы проверить на достоверность информацию, полученную от незнакомцев.
2. Помните, что никто не имеет права требовать коды с карт экспресс-оплаты!
3. Узнавайте больше информации о способах мошенничества. Аферисты не дремлют и придумывают все новые и новые схемы выманивания денег.
4. Не торопитесь делать то, о чем вас просят по телефону. В случае, когда приходит смс или поступает звонок о том, что кто-то из ваших родственников в беде, постарайтесь найти людей, которые могут быть рядом или знают местонахождение близкого вам человека. И помните: в таких случаях паника – ваш злейший враг!
5. Старайтесь не раздавать свой номер телефона налево и направо, ведь информация может попасть в руки аферистов. Не давайте ваш телефон на улице при просьбе незнакомого вам человека позвонить.
6. Если все-таки вы попались на подобную уловку, то немедленно сообщите об этом в ближайшее отделение полиции (тел. 02).
Правоохранительные органы не устают напоминать жителям Ангарска о необходимости быть предельно внимательными и осторожными. Не следует приглашать к себе домой незнакомцев. У сотрудников коммунальных служб и других ведомств во время визита в вашу квартиру нужно обязательно проверять документы.
Ольга Русинова,
старший лейтенант юстиции, и.о. заместителя начальника СО-1 СУ УМВД России по г. Ангарску