«Кто из вас читал Гоголя?» – строгий вопрос художественного руководителя «Театра пилигримов» Владимира Соколова удивил и даже немного напугал юный зал. 30 октября во Дворце культуры «Нефтехимик» собрались в основном ученики старших классов – в этот вечер экспериментальный авторский музыкальный театр Иркутска показал на ангарской сцене две постановки по классическим произведениям школьной программы – «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя и «Моцарту и Сальери» Александра Пушкина.
Если кто-то из ребят пришел сюда просто отдохнуть после уроков, то он здорово ошибся. Восприятие любого художественного произведения – тем более если оно создано в «Театре пилигримов» – требует максимальной сосредоточенности и внимания со стороны публики. Неправы оказались и те, кто, воспользовавшись сложившимся школьным стереотипом, предполагал, что им предстоит на редкость скучное зрелище. Уж кто-кто, а «пилигримы» знают, как надо работать с классикой, чтобы привлечь молодежь!
– Любил, люблю и буду любить классику, – признается создатель и бессменный руководитель театра лауреат премии губернатора Приангарья в области культуры и искусства Владимир Соколов, пианист, педагог и композитор. – Потому что классика – как душа, как хлеб. Она вечна, а что из современного искусства будет жить через сотни лет, затрудняюсь сказать. Я никому ее не навязываю, наоборот – делюсь с вами. Читайте наших великих – они дадут вам столько свободы!
Чтобы классика легко воспринималась молодым поколением, авторы воспользовались современными средствами и создали на основе произведений Пушкина и Гоголя рок-фантазию. «Пилигримы» исследуют русскую национальную культуру с помощью классической музыки и классических театральных традиций, театр проповедует идею русского симфонического рока.
Музыка к этой постановке, как и к более чем двумстам другим спектаклям, поставленным в Иркутской области и за ее пределами, написана самим маэстро Соколовым. Она была полноправным действующим лицом рок-фантазии. Электрогитара передавала стремительно меняющееся настроение «маленького человека» Поприщина в «Истории необыкновенной любви», струны баса выли от зависти, разрывавшей Сальери, изюминкой «Моцарта и Сальери» стал гитарный дуэт. В сопровождении современных инструментов в спектакле исполнялись романсы и арии из опер, а также «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта.
Главные роли исполнили профессиональные музыканты, не актеры. В театре Соколова большинство артистов – любители. Один из них, Дмитрий Лютиков, игравший Поприщина и Сальери, много лет отдал игре на басу в рок-группе. Еще раз убедилась: чтобы быть настоящим мастером на сцене, диплом актера вовсе не обязателен. Владимир Игоревич говорит про своих артистов: «театральный человек», – и это звучит как высшая похвала.
Не могу не отметить филигранную работу с текстом классиков. Если в «Моцарте и Сальери» убрано всего несколько строк, то «Записки сумасшедшего» подверглись серьезному сокращению. Для сцены они изначально не предназначались, и количество текста, который необходимо запомнить актеру, не может не сказаться на его качестве. Здесь текста оставили ровно столько, сколько необходимо для понимания фабулы, Гоголь при этом не пострадал. Все действие происходит в воображении сошедшего с ума от любви «маленького человека» – зритель становится невольным свидетелем его потока сознания, прерываемого только для режимного приема пищи, – этим многое можно оправдать.
Дать Моцарту и Сальери гитары – идея режиссера спектакля, выпускницы РАТИ/ГИТИС Ксении Кузнецовой, которая когда-то занималась в «Театре пилигримов». Все современные технологии в постановке подчинены классике – в ее финале как плач по Моцарту звучит классический вариант «Лакримозы». Жанр дипломной работы своей ученицы Владимир Соколов определил как «фантастический классицизм».
Даже такие сложные спектакли по классическим произведениям не могут раскрыть все их содержание – понятно, что школьникам до них еще расти и расти. Здесь и взрослым людям было о чем задуматься, много пищи нашлось как для ума, так и для сердца. Но зал оценил масштаб работы «пилигримов» – после спектакля юные зрители встали как один и долго аплодировали. («Спасибо за вашу культуру – не ожидал», – сказал Владимир Соколов.) Думаю, что мысль обратиться к текстам Пушкина и Гоголя, которые казались до сих пор неимоверно скучными, посетила в этот вечер не одну голову. А это уже достижение.